В семейных бюджетах рост потребления не на первом месте. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru |
Несмотря на двузначный рост зарплат в экономике и увеличение выплат бюджетникам, деньги, судя по всему, не доходят до магазинов. По итогам трех месяцев 2018 года в малой рознице ученые отмечают продолжение негативной конъюнктуры и рост числа предприятий, где дела идут плохо.
В малой рознице в первом квартале 2018 года обнаружили откат на позиции, сравнимые с самыми тяжелыми временами кризиса начала 2016 года. По данным Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики (ВШЭ), в начале нового бизнес-сезона большинство предпринимателей по-прежнему преимущественно негативно отзывались о состоянии сложившейся конъюнктуры, при этом выросло количество торговых фирм с неблагоприятным деловым климатом.
За первые три месяца 2018 года по сравнению с тремя последними 2017 года доля таких компаний выросла с 19 до 28%, практически вернувшись на кризисный уровень первого квартала 2016 года, когда их число находилось на максимальном уровне за всю историю наблюдений – 30,6%.
Ученые обращают внимание, что на рынке розничной торговли функционировало не более 10% успешных компаний, руководители которых констатировали расширение заказов и увеличение товарооборота. Они отмечают, что тенденции сжатия деловой активности в секторе сохранятся, индикатор конъюнктуры в первом квартале потерял еще 0,7 процентных пункта, что можно объяснить уменьшающимся третий квартал подряд спросом на товары, из-за чего падают объемы продаж и товарооборот.
Предприниматели пытаются стимулировать рост продаж, чаще кредитуя покупателей. Если в 2016 году средний удельный вес товаров, проданных в кредит, составлял 14%, то в первом квартале 2018-го – уже 22%. Однако ни это, ни продолжающееся сдерживание роста цен не помогают активизировать рост спроса. По итогам первого квартала доля предпринимателей, отмечавшая рост цен, составила 37%, эта цифра последовательно снижалась с начала 2015 года, когда она достигала 60%.
Росстат сообщал, что за январь-февраль 2018 года цены выросли на 0,5%. В годовом выражении инфляция в феврале 2018 года, по данным статистического ведомства, осталась на уровне января – 2,2%. Однако в ВШЭ отмечают, что сдерживание инфляционного роста перестает выступать поддержкой и неотъемлемой антикризисной процедурой. «Бесконечное соревнование магазинов в акциях, скидках, распродажах как базовая модель формирования будущего покупательского спроса довольно сомнительная конструкция. Слишком акцентированная тенденция сдерживания роста цен в магазинах неоднократно приводила к череде банкротств, например в ретейле США», – говорится в исследовании.
Не помогает мелкой рознице и наметившийся рост зарплат. Например, среднемесячная зарплата госслужащих в регионах РФ в 2017 году повысилась до 45,8 тыс. руб., зарплата муниципальных служащих составила 39 тыс. В январе и феврале рост всех зарплат вообще стал двузначным: в номинальном выражении они увеличились на 13,7% в январе и на 12,1% в феврале год к году, а в реальном за те же периоды – на 11,3 и 9,7% (см. «НГ» от 25.03.18).
Директор центра конъюнктурных исследований НИУ ВШЭ Георгий Остапкович обращает внимание, что Росстат учитывает зарплаты только на крупных и средних предприятиях, таким образом из примерно 70 млн занятых в экономике не учитываются зарплаты около 40 млн человек, занятых в малом, теневом и тому подобном бизнесе. К тому же зарплаты составляют только 65% от доходов населения. «Мелкая розница, у которой меньше возможностей для маневра для повышения рентабельности по сравнению с крупными сетевыми магазинами (например, за счет акций), больше подвержена влиянию низких доходов населения, хотя те и прервали многолетнее падение, в январе-феврале 2018 года они выросли на 2,5% по сравнению с аналогичным периодом 2017 года», – сказал «НГ» Остапкович.
При отсутствии реального спроса надежду малому бизнесу оставляют официальные рапорты о росте зарплат и доходов. «Реальные доходы сокращались четыре года подряд, в 2017 году упав еще на 1,7%, а зарплаты выросли только в начале года, и связано это с бюджетными вливаниями. Торгово-розничные предприятия чувствуют эти изменения, руководители в этой отрасли – реалисты и не склонны впадать в неоправданный оптимизм от рассказов чиновников про экономический рост. Они этот рост видят или не видят на конкретных данных по выручке и прибыли. Поэтому пессимизм среди малого предпринимательства снова подтверждает, что экономика находится в очень тяжелой ситуации, – сказал «НГ» депутат Госдумы Михаил Щапов. – Могу предположить, что те небольшие деньги, которые дополнительно получают бюджетники, уходят не на покупки в рознице, а на погашение многочисленных кредитов. Не случайно по итогам 2017 года побит 10-летний рекорд роста (на 30%) рынка микрокредитования, на 52% больше выдано кредитных карт. Это явные показатели того, что люди закредитованы сверх всяких разумных уровней».
комментарии(0)