На этой неделе после встречи катарского эмира с Владимиром Путиным о практическом воплощении договоренностей, достигнутых в Москве, в столице Катара вели диалог представители крупнейшей нефтегазовой компании России. «Роснефть» подписала cоглашение с Qatar Foundation об открытии Международного центра исследований, который будет работать в Катарском парке науки и технологий – одном из ведущих наукоградов мира.
Офис в технопарке станет в будущем полномасштабным представительством Роснефти, выполняющим наряду с научно-технической деятельностью функции по продвижению различных бизнес-направлений компании в регионе.
Глобальные масштабы деятельности сами по себе являются фактором, позволяющим качественно повышать эффективность. «Роснефть», являясь крупнейшей в мире по добыче нефти публичной компанией, не просто приобретает первоклассные активы в самых разных частях света, но и формирует на их основе глобальные технологические и маркетинговые цепочки, каждый из участников которых получают свою долю от мощного синергетического эффекта.
Одно из самых ярких событий мирового рынка нефти последних лет – вхождение «Роснефти» в капитал индийской Essar Oil. Благодаря этому Россия буквально ворвалась на один из самых динамичных и при этом больших по объему рынков мира (за 2013-2016 годы ВВП Индии увеличился в 1,3 раза и продолжает уверенный рост). Высокотехнологичный НПЗ в Вадинаре (второй по мощности в Индии, входит в десятку наиболее современных НПЗ мира) обеспечивает переработку самой тяжелой венесуэльской нефти, – и одновременно открывает дорогу для сбыта нефтепродуктов на Ближний и Средний Восток.
Не менее перспективны рынки Китая и Индонезии. Строительство Тяньцзинского комплекса в первом и комплекса Тубан во втором обеспечит прочные позиции «Роснефти», а, значит, и России в Юго-Восточной Азии, которая уже стала новым сердцем мировой экономической активности.
Развитие нефтепереработки в этом регионе создает огромные перспективы для системы трейдинга. Идеальным плацдармом для прорыва на рынок Ближнего Востока могла бы стать свободная зона торговли, созданная Катаром, но сотрудничество с ним потребовало, как и многое в этом специфичном регионе, предварительных маневров, своего рода «флангового обхода».
Им стало вхождение «Роснефти» в проект по разработке гигантского газового месторождения Зохр на шельфе Египта, – при том, что доступ к внутреннему египетскому рынку газа компания получила еще три года назад. На долю этого месторождения приходится больше трети газовых запасов страны, которая из-за исчерпания старых месторождений из экспортера газа превратилась в его импортера. Дефицит газа на рынке Египта в ближайшее время оценивается в 6-8 млрд куб. м в год, и закрепление на нем исключительно важно как с коммерческой, так и со стратегической точки зрения.
Сотрудничество с Египтом сделало «Роснефть» «своей» на Ближнем Востоке и сняло многие психологические барьеры в отношениях с другими странами региона, в первую очередь с Катаром – крупнейшим производителем сжиженного природного газа (СПГ). Резкое ухудшение его отношений с соседями объективно усилило заинтересованность эмирата в сотрудничестве, в том числе в области трейдинга.
Стоит отметить, что отношения «Роснефти» с Египтом на рынке СПГ начались в уже кажущемся далеким 2016 году: первая партия СПГ, которую продала «Роснефть» на спотовом рынке была продана в Египет и это стало для российской компании входным билетом на мировой рынок торговли СПГ.
Однако кульминацией в развитии бизнеса компании на Ближнем Востоке стало участие катарского фонда в капитале «Роснефти», которая в настоящий момент по-прежнему недооценена мировым рынком. Свою роль в оценке перспектив компании играет и колоссальная ресурсная база (что уникально для современных глобальных нефтяных компаний), и крайне низкая себестоимость добычи (около 3 долл/баррель нефтяного эквивалента), и увеличение дивидендов с прошлого года (с 35 до 50% чистой прибыли).
Правда, при решении о вхождении в капитал «Роснефти» стороны, в первую очередь, учитывали возможности вывода сотрудничества в энергетической отрасли на новый уровень. Стоит напомнить, что в Совет директоров «Роснефти» входит президент по научным исследованиям Qatar Foundation аль-Сувайди, который с 1997 по 2010 годы был главным управляющим директором Qatargas. Именно под его руководством были построены заводы по производству СПГ и крупнейший в мире завод по переработке конденсата Лаффан, а также создан крупнейший в мире флот по перевозке СПГ из 56 танкеров. Его опыт особенно пригодится «Роснефти» в свете перспектив строительства газовозов на дальневосточной «Звезде».
Опыт Катара важен для «Роснефти» потому, что газовый бизнес объективно является стратегическим направлением ее развития. Добыв в 2017 году более 68 млрд куб. м газа, компания сохранила свое положение крупнейшего независимого производителя газа в стране. Наращивая добычу более чем на 10% в год, она планирует войти в тройку крупнейших мировых производителей уже в начале следующего десятилетия.
Запасы газа для решения этой задачи есть; главным является достижение технологического лидерства по всей технологической цепочке от геологоразведки и добычи до переработки. Это путь, который во многом уже прошел Катар, – и его опыт представляет не меньшую ценность, чем его трейдинговые возможности.
Буквально на наших глазах, за два десятилетия он стал не просто ключевым участником рынка Персидского залива, но и одним из лидеров мирового энергетического рынка. Поэтому для «Роснефти» важно взаимодействие с ним в технологической сфере, в том числе в области научно-технических исследований.
Итак, «Роснефть» открывает центр исследований и разработок в Катарском парке науки и технологий, который был создан в марте 2009 года и стал главным бизнес-инкубатором Катара. На территории парка успешно работают научно-исследовательские центры ведущих энергетических компаний мира – Shell, Total, ExxonMobil.
Предполагается, что научный центр «Роснефти» будет разрабатывать инновационные решения в области производства конструктивных пластмасс, переработки газа в сырье для нефтехимии, создания новых катализаторов, полимеров и масел, обеспечивая замещение иностранных технологий. Причем, речь отнюдь не идёт о том, что компания из России будет лишь перенимать опыт партеров, ничего не предлагая взамен. Уже на открытии офиса Роснефть предложила Катару разработанную компанией технологию утилизации углекислого газа (СО2), к которой катарская сторона проявила интерес.
В Катарском технопарке намечено и развитие сотрудничества в сфере образования для интеграции российской и международной научно-образовательных школ.
В целом, можно констатировать, что несмотря на антироссийскую кампанию на Западе, «Роснефть» уверенно укрепляется в сердце ключевого для Запада региона мира – Ближнего Востока. И это основано на взаимной выгоде, что, безусловно, делает наши позиции прочными и исключительно перспективными.
комментарии(0)