Современные технологии способны улучшить тяжелые условия нефтедобычи в России. Фото с сайта www.tomskneft.ru
Россияне меняют свое отношение к антироссийским санкциям: кто-то привыкает, а кто-то даже сумел найти в них позитив. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), около 34% россиян говорят о положительном эффекте от санкций. Основными плюсами» половина респондентов считает развитие экономики, а еще пятая часть называет импортозамещение. Правда, топливно-энергетический комплекс страны страдает от технологической изоляции.
Тема западных санкций по-прежнему актуальна для большинства россиян: 57% граждан интересуются новостями на эту тему, правда, чем моложе респонденты, тем меньше выражен у них интерес, отмечается снижение от 77% у тех, кому 60 лет и более, до 31% в группе от 18 до 24 лет.
Вопрос о влиянии санкций на экономику России все же неоднозначный: если 34% говорят о положительном эффекте, то 30% отмечают отрицательный. К минусам чаще всего относят рост цен и налогов (22%).
Большинство россиян (73%) поддерживают продолжение жесткой самостоятельной внешней политики, без оглядки на санкции. ВЦИОМ объясняет высокую степень единодушия в этом вопросе тем, что граждане считают пострадавшей стороной скорее те страны, которые реализуют антироссийскую санкционную политику: 78% опрошенных полагают, что санкции нанесли им вред.
Однако вчера же опубликованы данные, которые могут со временем резко изменить мнение населения. По данным Аналитического кредитного рейтингового агентства (АКРА), санкции Запада в отношении России окажут сдерживающее влияние на добычу нефти в 2020-е годы. «Экономика выдержала финансовые санкции, при этом санкции против нефтегазовых компаний будут ограничивать рост добычи нефти в 2020-е годы», – полагают в агентстве. По мнению экспертов, новые месторождения, которые были введены в эксплуатацию после 2013 года, обеспечат рост в 2019–2020 годах, а позже потребуются новые стимулы, чтобы обеспечивать рост добычи как на зрелых, так и новых участках.
Международное энергетическое агентство еще в марте предупреждало, что добыча нефти и конденсата в РФ в начале 2020-х годов может достичь предела и перейдет к снижению на фоне санкций и ситуации с налогообложением в отрасли.
Первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский отмечает, что угроза значительного сокращения нефтедобычи обсуждается в нашей стране уже не в первый раз. «Вывод один: нужно готовиться к будущим вызовам уже сейчас, развивать собственные высокие технологии, что будет способствовать не только устойчивости нефтегазовой отрасли, но и развитию российской инженерной школы», – сказал «НГ» эксперт.
По мнению Андриевского, российские нефтегазовые компании уже адаптировались к санкциям, но эффект от их действия скажется в ближайшем будущем, когда возникнет необходимость разработки трудноизвлекаемых запасов. «Тогда мы столкнемся с ограничением в технологиях», – полагает эксперт. Он согласен, что польза от санкций тоже есть – Россия развивает собственное производство, хотя и очень медленными темпами. Вместе с тем ущерб, если говорить конкретно о нефтегазовом секторе, весьма ощутимый. «Ущерб можно оценить в 0,3–0,5% ВВП», – заключает Андриевский.
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности Игорь Юшков также согласен с логикой АКРА. «В нефтегазовой отрасли инвестиционный цикл составляет 5–7 лет. Те инвестиции, которые были сделаны до 2014 года, начинают работать, а к 2020-му нужно будет делать уже новые инвестиции, а они вовремя сделаны не были, соответственно в строй не войдут новые проекты, что может негативно сказаться на объеме добычи нефти в России», – сказал «НГ» Юшков.
Вместе с тем, по мнению аналитика, роль санкций в данном случае не первична. «Скорее на сокращение инвестиций в новые проекты в 2014–2016 годах сильнее повлияли скачки цен на мировом рынке нефти. Когда цены на нефть упали до 40 долл. за баррель, даже при отсутствии санкций нефтяные компании не стали принимать решение о разработке новых проектов. Инвестиционные решения стали принимать, только когда цены стабилизировались. Кроме того, российские компании делали ставку на два направления – шельфовые месторождения (арктические, в частности) и проекты трудноизвлекаемой нефти. Оба типа проектов при низких ценах на нефть нерентабельны. Поэтому их отложили бы и при отсутствии санкций. Однако теперь при ценах в 70–80 долл. за баррель направление разработки трудноизвлекамых ресурсов сталкивается с тем, что именно санкции затрудняют работу. В частности, российские компании рассчитывали привлечь иностранцев, чтобы на базе их технологий разработать способы добычи на российских месторождениях. Теперь же иностранцам запрещено принимать участие в таких проектах, поэтому приходится разрабатывать собственные технологии. Это дольше и дороже».
«Все работы нефтегазового сектора на суше полностью адаптированы к санкциям, поэтому выводы АКРА неверны, – сказал «НГ» ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников Рустам Танкаев. – Все жалобы на санкции используются компаниями для торговли с правительством. На самом деле осталась только проблема производства платформ для бурения на шельфе, но ее должны решить научно-производственные комплексы «Звезда» и «Росляково». Лидером в преодолении санкций в нефтегазовом секторе России является «Роснефть», которая и создает эти комплексы-верфи. Пользу от санкций я вижу в создании новых отраслей промышленности».
комментарии(0)