Фото Sefa Karacan/Anadolu Agency/Getty Images
Пока американские чиновники готовят новые санкции против России, наши министры рассказывают о невероятной силе рубля. Глава Минэкономразвития Максим Орешкин убеждает граждан, что российская валюта скоро укрепится. А справедливый курс находится вблизи 50 руб. за доллар. Правда, госкомпании и компании-экспортеры, судя по всему, предпочитают хранить выручку не в рублях, а в долларах. Да и само правительство занимается в основном обменом рублей на валюту. А глава госбанка ВТБ Андрей Костин сообщил о возможном переводе выплат по валютным депозитам в рубли.
Текущее ослабление рубля, по мысли главы МЭР Максима Орешкина, связано с краткосрочным резким оттоком капитала из России, и вскоре эта тенденция развернется в обратную сторону, когда прекратится отток капитала. «И если посмотреть вчерашний день, то рубль начал серьезно укрепляться, несмотря на то что на глобальных рынках развивающиеся валюты чувствовали себя стабильно», – заявил он в среду, подчеркнув, что не видит каких-либо причин для изменения среднесрочного и долгосрочного прогнозов курса в 63–64 руб. за доллар. «Платежный баланс у нас сильный, бюджетный баланс – около 1% ВВП профицит, внешний долг – умеренный», – уточнил министр. Впрочем, он заметил, что рубль серьезно отклонился «от фундаментальных значений», что может продлиться «довольно продолжительное временя».
Однако волатильность на рынках повлияет и на экономический рост. «То, что мы видим сейчас и где есть такой локальный негатив, – это та волатильность, которая приходит к нам извне с рынков развивающихся экономик. Связана она, конечно, частично и с санкционными историями. Это все добавляет волатильность в нашу экономику и будет говорить о том, что экономический рост будет не настолько высок, как бы нам хотелось, в ближайшие 6–12 месяцев», – посетовал министр, подчеркивая, что низшую точку роста российская экономика пройдет в первом квартале 2019 года. Заметим, в целом по итогам 2019 года темп роста ВВП прогнозируется на уровне 1,3%, следовало из обновленного макропрогноза МЭР.
Несмотря на то что волатильность рубля «может растянуться», чиновник не видит необходимости вводить обязательную продажу валютной выручки экспортерами. «Я считаю, что сейчас никаких таких потребностей нет, рынок в принципе нормально функционирует. Да, есть повышенный отток капитала, повышенная волатильность – это то, что всегда характеризует режим плавающего обменного курса. Мы видим это по другим валютам. Поэтому здесь каких-то таких потребностей нет», – подчеркнул Орешкин. Днем ранее министр финансов Антон Силуанов также сообщал журналистам, что ситуация с курсом рубля не требует никаких вмешательств, в том числе обязательств для экспортеров по продаже валютной выручки.
Подобные заявления выглядят несколько удивительно, если вспомнить, что тот же Орешкин ранее жаловался на отказ экспортеров оперативно конвертировать свою выручку в рубли, что создает над «валютными рынками определенный валютный навес» (см. «НГ» от 12.09.18). При этом сам министр рекомендовал покупать рубли, обещая скорое укрепление национальной валюты.
Похоже, не верят в существенное и скорое укрепление рубля и в Минфине. Ведомство отменяло последние две недели аукционы по размещению облигаций федерального займа, мотивируя это «неблагоприятной рыночной конъюнктурой».
Не слишком обнадеживающими выглядят и последние заявления главы ВТБ Андрея Костина в интервью агентству Bloomberg, где он не исключает возможности, что в случае ужесточения санкционного законодательства против РФ средства валютных вкладчиков могут возвращаться им в рублях. «Я убежден, что все клиенты всех банков смогут получить назад свои деньги. Это принципиальный момент. Как это будет сделано, в какой валюте – это уже другой вопрос», – подчеркнул глава ВТБ.
С мнением о сегодняшнем заниженном курсе рубля не согласен бизнес-омбудсмен Борис Титов. «Рубль как отражение российской экономики целиком зависел от цены на нефть. Была высокая нефть – был высокий рубль», – приводят слова Титова СМИ. По мнению уполномоченного по правам предпринимателей, падение рубля при нынешней политике Центробанка продолжается из-за зависимости российской экономики помимо нефти от санкций. При этом рентабельность активов в России находится в настоящее время ниже уровня 2008 года, уточнил он. «В стране также выросли структурные проблемы в экономике, падает производительность труда и не производится добавленная стоимость. Даже высокая нефть не поддерживает рост рубля, конечно, тут еще санкции. Думаю, что рубль вполне заслуживает того (что за него дают. – «НГ»)», – указал бизнес-омбудсмен.
По мнению экспертов «НГ», то, чем заняты сегодня министры, можно обозначить одним понятием: словесная интервенция. «Попытка на словах убедить инвесторов и спекулянтов, что отечественная валюта сильна. Цифры же говорят об обратном: с начала года рубль потерял к доллару 23%, и то, что называют укреплением, – это просто коррекция перед следующим падением», – уверен управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский. Кроме того, правительству выгоден слабый рубль. «Он помогает легче исполнять бюджетные обязательства и способствует процветанию госкомпаний-экспортеров. И в текущих условиях, когда на Россию оказывается санкционное давление, достижение парой доллар–рубль отметки 71 – вопрос времени», – считает Жарский.
Да и сами российские нефтегазовые экспортеры заинтересованы в ослаблении курса рубля и могут умышленно придерживать валютную выручку для продолжения ослабления российской валюты и роста сверхприбылей, рассуждает начальник отдела анализа рынков компании «Открытие Брокер» Константин Бушуев. «У экспортеров и на внутреннем рынке все хорошо на фоне роста цен на топливо, и им незачем продавать дорожающую валюту», – говорит начальник управления операций компании «Фридом Финанс» Георгий Ващенко. Они также могут бояться повторения ситуации 2014 и 2016 годов в том случае, если коррекция нефтяных цен совпадет с введением жестких санкций, добавляет ведущий аналитик AMarkets Артем Деев.
«В итоге в условиях продолжающейся конфронтации с США, когда финансовая система России отрезана от дешевых западных кредитов, благоприятная мировая конъюнктура на рынке энергоносителей позволяет государству через девальвацию рубля получать дополнительные доходы в бюджет от экспорта углеводородов и обеспечивать социальные обязательства. Однако политика монетарных властей, направленная на ослабление национальной валюты, в очередной раз создает недоверие к рублю у населения, уровень жизни которого заметно упал с 2014 года», – сетует аналитик компании «Финам» Сергей Дроздов.
комментарии(0)