Американский сжиженный природный газ больше не нужен Поднебесной. Фото Reuters
После того как Китай объявил о введении 10-процентных пошлин на сжиженный природный газ (СПГ) из США, Вашингтон оказался в уязвимой позиции. Китайские пошлины подрывают стремление Дональда Трампа превратить США в глобального энергетического лидера, считает Reuters. Странными выглядят слова Трампа, что он вовсе не намерен вводить санкции против «Северного потока – 2», несмотря на недавние заявления министра энергетики США. Возможно, Трамп пускает пыль в глаза.
США вряд ли станут глобальным энергетическим лидером после решения Китая ввести 10-процентные пошлины на американский СПГ начиная с 24 сентября, предупреждают аналитики Reuters. По их данным, США близки к экспорту свыше 28 млрд куб. м СПГ в 2018 году.
«Но Китай, который покупал около 15% всего СПГ США, перевозимого в 2017 году, сейчас переходит к покупке менее 2,8 куб. м СПГ США», – уточняет агентство «Прайм». По данным Reuters, с июня в Китай прибыло только четыре судна с американским СПГ по сравнению с 17 судами за первые пять месяцев года.
Казалось бы, Вашингтон должен рвать и метать после таких решений Пекина. Но вместо этого он объявил о довольно неожиданных решениях. Как заявил Дональд Трамп в среду после встречи с президентом Польши Анджеем Дудой, США не планируют вводить санкции в отношении компаний, которые участвуют в строительстве «Северного потока – 2».
«Мы просто думаем, что, к большому сожалению, немецкий народ платит миллиарды и миллиарды долларов в год за энегоресурсы из РФ. И я могу вас заверить: немецкому народу это не нравится», – пояснил Трамп.
Такое заявление американского президента было неожиданным по двум причинам.
Во-первых, президент Польши Анджей Дуда рассказал о своих надеждах, что США все же остановят строительство газопровода «Северный поток – 2», потому что это решение принесет пользу Вашингтону, ведь присутствие на европейском рынке российского газа мешает США продавать свой СПГ.
Во-вторых, в конце минувшей недели министр энергетики США Рик Перри заявил, что Штаты планируют ввести дополнительные санкции против энергетического сектора России, а также против «Северного потока – 2». Этот вопрос поднимался в том числе на встрече Перри с российским министром энергетики Александром Новаком.
Опрошенные «НГ» эксперты признают, что Пекин нанес болезненный удар по амбициям Вашингтона, но они уточняют, что на самом деле Штатам как с Китаем, так и без него еще очень далеко до звания глобального энергетического лидера. «Если речь идет о поставках американского СПГ на экспорт, то США просто выдают желаемое за действительное. У США есть клиенты на очень ограниченные объемы СПГ. Фактически 28 млрд куб. м экспорта в год – это крохи на фоне тех объемов в несколько сотен миллиардов кубометров в год, которые требуются Китаю и Европе», – говорит замдиректора аналитического департамента «Альпари» Наталья Мильчакова. «Когда в Китай по «Силе Сибири» пойдет российский газ, потребность КНР в СПГ из США отпадет», – полагает эксперт.
Хотя, как считает управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский, «планы США стать крупнейшим энергетическим лидером в мире можно по-прежнему расценивать как имеющие право на жизнь, поскольку даже если Китай снизит потребление американских энергоресурсов за счет установления ввозных пошлин на длительный срок, Штаты в любом случае будут иметь массу других рычагов, чтобы обеспечить себе достаточный уровень сбыта в другие страны».
Куда интереснее ситуация с «Северным потоком – 2». «На мой взгляд, главная причина отказа от санкций против участников «Северного потока – 2» на данном этапе – это нежелание окончательно потерять влияние в Европе», – предполагает ведущий эксперт компании «ФинЭкспертиза» Игорь Шестаков.
Как замечает, в свою очередь, член совета московского отделения «Опоры России» Дмитрий Несветов, Трамп – «политический шоумен», и «большинство его реплик и действий рассчитаны на моментальный эффект, а не на долгосрочную стратегию, и далеко не всегда выливаются в конкретные решения, особенно если учесть ограниченность его полномочий».
«Либо Трамп и его министр играют в «доброго полицейского и злого полицейского», что вполне возможно. Либо у президента и его подчиненных нет никакой согласованности в действиях, что тоже возможно», – добавляет Мильчакова.
Хотя, как говорит Жарский, скорее «Трамп в своих высказываниях пытается ввести аудиторию в заблуждение». «То, что он сейчас говорит о неготовности строить козни «Северному потоку – 2», совсем не свидетельствует об обратном», – предупреждает эксперт.
К слову, то же самое ранее касалось Китая. Сначала американская сторона пригласила Пекин на очередной раунд переговоров по поводу торговых противоречий, затем, как ни в чем не бывало, администрация Трампа ввела в действие новые пошлины в отношении китайского импорта, что сделало какие-либо переговоры бессмысленными (см. «НГ» от 18.09.18).
«Россия скорее выиграет от обострения торговых отношений США и Китая, поскольку наша страна как крупнейший производитель энергоресурсов вполне может получить дополнительные экспортные возможности на китайском рынке», – надеется аналитик компании «Алор» Алексей Антонов.
«В режиме торговых войн долгосрочные контракты, а следовательно, и надежность поставок между США и Китаем, теряют актуальность, – говорит доцент РАНХиГС Тамара Сафонова. – Пока «мяч» находится на стороне США, возрастает значимость России как ключевого поставщика энергоресурсов. Для Китая Россия – это лояльный партнер с долгосрочными обязательствами».
Антонов уточняет: в случае эскалации конфликта уже в 2019 году США могут столкнуться с рядом серьезных барьеров для продажи своих энергоресурсов – как СПГ, так и в будущем нефти.
Напомним, ранее Китай стал вторым после Канады крупнейшим покупателем нефти из США. И некоторые аналитики уже даже придумали название этому феномену – «техасский поток», врывающийся во все большее количество стран и прежде всего в Китай (см. «НГ» от 12.02.18).
комментарии(0)