0
3742
Газета Экономика Интернет-версия

20.09.2018 20:02:00

России предстоит трудная шестилетка

Правительство предлагает надувать подушку безопасности

Тэги: экономика, правительство, бюджет, фнб, ввп, инфляция, прогнозы, мэр, орешкин


экономика, правительство, бюджет, фнб, ввп, инфляция, прогнозы, мэр, орешкин Максим Орешкин продолжает настаивать на позитивном прогнозе роста ВВП России. Фото с сайта www.government.ru

Правительство приняло в четверг проект бюджета до 2021 года и рассмотрело прогноз развития экономики до окончания срока работы нынешнего президента – 2024 года. Такой шаг в планировании – на шесть лет – вполне оправдан, ведь именно за этот срок предстоит определить, удастся ли выполнить новый майский указ президента Путина. При этом планируется, что Фонд национального благосостояния (ФНБ) достигнет к 2022 году рекордных 12% ВВП. Только пенсионной системе это не поможет.

Премьер-министр Дмитрий Медведев на заседании правительств сразу предупредил, что следующий шестилетний цикл, по крайней мере его начало, в экономике будет непростым из-за санкций, возможного расширения торговых войн и протекционизма.

Ключевой целью он назвал поддержание стабильно низкой инфляции, ориентиром остается 4%. Премьер несколько раз упомянул пакет структурных изменений и меры по повышению деловой инвестиционной активности, которые предстоит запустить в ближайшие годы, но останавливаться на них не стал. При этом он заявил, что 2019 год станет адаптацией к этим новым решениям, а ежегодный рост выше 3%, по ожиданиям Минэкономразвития, начнется с 2021 года.

«Прежде всего за счет отраслей, где есть неплохой экспортный потенциал – это химическая и пищевая промышленность, машиностроение, а также за счет развития инфраструктуры и жилищного строительства», – пояснил Медведев. Хотя в стране продолжаются протесты против пенсионной реформы, бюджет уже учел будущие изменения пенсионной системы.

Под напором доходов от экспорта дорогих энергоносителей впервые с 2014 года планируется профицитная трехлетка: в 2019 году профицит федерального бюджета запланирован на уровне 1,8% ВВП, дальше доходы будут превышать расходы в пределах 1% ВВП.

По словам спикера Госдумы Вячеслава Володина, нижняя палата парламента планирует рассмотреть проект бюджета в первом чтении 24 октября, а принять в третьем – 20 ноября.

ВВП в 2019 году составит 105,8 трлн руб., в 2020-м – 110,7 трлн руб., 2021-м – 118,4 трлн руб. СМИ отмечают, что самой крупной расходной статьей в бюджете остаются расходы на оборону, причем они будут расти – с 2,9 трлн руб. в 2019 году до 3,2 трлн руб. в 2021-м. На образование ежегодно будут тратить в пределах 827–878 млрд руб., а затраты на здравоохранение будут в течение трех лет колебаться и составят 655,5 млрд руб. в 2019-м, 918,5 млрд руб. в 2020-м и 856,2 млрд руб. в 2021-м.

В шестилетнем макропрогнозе, который впервые рассматривался вчера правительством, Минэкономразвития заложило ускорение роста ВВП до 3,2% в 2022 году, 3,3% – в 2023 и 2024 годах. От среднегодового курса доллара в ведомстве Максима Орешкина ждут постепенного повышения до 68 руб. в 2024 году. При этом цены на нефть, согласно прогнозу, постепенно снизятся с нынешних 80 до 53,5 долл. за баррель в 2024 году.

При этом правительство планирует рекордно наполнить Фонд национального благосостояния. К концу 2019 года он вырастет до рекордных 7,8 трлн руб., в том числе за счет дополнительных нефтегазовых доходов за 2018 год в размере 3,9 трлн руб. А к 2022 году, по прогнозу Минфина, этот суверенный фонд, который, кстати, изначально предназначался для поддержания выплат пенсий, но затем будет отодвинут государством от пенсионной системы, может увеличиться почти в четыре раза – до 14,2 трлн руб., это 12% ВВП. Ранее первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов заявлял, что ФНБ уже в 2019 году может достичь 7% ВВП, после чего средства фонда можно будет начать инвестировать. Но свою первоначальную функцию фонд выполнять не будет, пенсии из него платить не будут. За счет средств ФНБ планируется инвестировать зарубежные проекты. О том, что идея расширить инвестирование средств ФНБ за рубежом нашла поддержку президента, в среду рассказал глава Минэкономразвития Максим Орешкин.

По мнению аналитика компании «Финам» Алексея Коренева, направление значительных средств на формирование резервного фонда, а не на инвестирование в остро необходимые экономические реформы и реконструкцию устаревших производств может говорить о том, что власти делают упор на создание некоей подушки безопасности, которая может быть использована в случае возникновения в стране социального напряжения. «Видимо, был сделан осознанный выбор в пользу обеспечения социальной стабильности любой ценой в ущерб ускорению экономического развития государства», – сказал «НГ» Коренев.

Эксперты пока не видят, за счет чего возможно выполнение озвученной президентом задачи по росту экономики темпами выше среднемировых к рубежу 2019–2020 годов. Особенно если учесть, что, по правительственному прогнозу, российская экономика начнет расти на 3,1% только в 2021 году, а мировая, по данным Международного валютного фонда, в 2021 году вырастет почти на 3,8%.

«Даже несмотря на достаточно внушительные цифры роста по экспорту в озвученных премьером отраслях, вряд ли они смогут вытащить показатели экономического роста. Причина проста – у них маленький удельный вес в экспорте, – сказал «НГ» доцент Российского экономического университета Александр Тимофеев. – Доля экспорта химической промышленности в январе–апреле 2018 года составила 5% в товарной структуре экспорта в страны дальнего зарубежья (в страны СНГ – 13,2%), а доля экспорта машин и оборудования – 4,2%».

«Химическая и пищевая промышленность, а также машиностроение действительно имеют определенные перспективы роста, однако рассчитывать на некий взрывной рост не только в масштабах всей экономики, но даже в этих сегментах никак не стоит, – говорит Коренев. 

«Инфраструктурные проекты способны дать отдачу в перспективе от 10 лет, поэтому амбициозные планы правительства по реализации таких проектов, а также надежды на экспортный потенциал химической и пищевой промышленности не смогут обеспечить высокие темпы роста в ближайшие 5–6 лет», – считает руководитель Центра аналитической информации компании «ТелеТрейд» Сергей Лысаков.

По его мнению, предпосылок для проведения необходимых структурных реформ в развитии предпринимательства, защиты прав собственности, снижения административных барьеров, налогового бремени на предпринимателей нет. «Российскую экономику ждет в лучшем случае замедление  темпов роста ВВП до 1,5–1,6%. Если цены на нефть значительно снизятся и реализуются заявленные США санкционные сценарии, рост экономики выше 3% в ближайшей перспективе будет недостижим», – сказал «НГ» Лысаков. 


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Страны тюркского мира создают единое информационное пространство

Виктория Панфилова

В Бишкеке состоялся саммит глав государств организации

0
1392
Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков. США ввели запрет на инвестиции в высокотехнологичные сектора Китая по мотивам нацбезопасности

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 05.11.24

0
1401
Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Страхование сегодня: уверенный рост и его ограничения

Дмитрий Попов

Рынок адаптируется к изменениям в экономике, законодательстве и интересах клиентов

0
916
Продовольственная инфляция становится двузначной

Продовольственная инфляция становится двузначной

Михаил Сергеев

Молочное стадо в РФ сокращается во всех видах хозяйств

0
3486

Другие новости