Перевозка строительных материалов по
железным дорогам упала за год почти на 6%. Фото РИА Новости |
Железная дорога отчиталась о сокращении погрузок строительных материалов и цемента в сентябре. Большие государственные стройки закончились, стройки поменьше стоят брошенные, и даже рост спроса на ипотеку не вытягивает отрасль в зеленую зону роста. Минэкономразвития называло рост грузоперевозок одним из сигналов к восстановлению экономики после кризиса. Сегодня грузов, по крайней мере строителям, нужно все меньше.
По итогам января–сентября 2018 года погрузка строительных грузов на сети РЖД сократилась на 6,1% до 95,7 млн т, сообщили в пресс-службе компании. Кроме того, на 7,2% меньше отгрузили и цемента – 19,7 млн т. Грузоперевозки, как и энергопотребление, – важные оперативные индикаторы состояния экономики. Если грузоперевозки начинают сокращаться, то пора ждать начала новой рецессии. По крайней мере летом прошлого года, рассказывая в Госдуме о начале новой фазы экономического роста, министр экономического развития РФ Максим Орешкин говорил о приросте объемов грузоперевозок на 4%, которые, по его словам, соответствуют уровням 2010–2011 годов, когда экономика росла темпами в 3–4%.
В целом за девять месяцев погрузка увеличилась на 2,7% до 962,3 млн т, но прирастали в основном перевозки экспортных товаров – каменного угля, руды, леса и удобрений. В августе, по данным МЭР, грузооборот транспорта продемонстрировал замедление годовых темпов роста (2,5 после 4,1% в июле).
Строительство продолжает демонстрировать отрицательную динамику уже несколько месяцев подряд. Эксперты Центра развития Высшей школы экономики (ВШЭ) еще в августе отмечали, что в строительстве, особенно в регионах, сокращаются как ввод жилья, так и объемы выполненных работ (см. «НГ» от 19.08.18).
Стагнацию в строительной индустрии России отмечало и Минэкономразвития в обзоре «Картина деловой активности» за сентябрь. По данным ведомства, спад в августе ускорился до 0,8 в годовом выражении с 0,7% в июле. Аналитики уверены, что стагнация в отрасли продлится еще как минимум год из-за повышения ключевой ставки ЦБ, волатильности рубля, роста НДС и перехода застройщиков от договоров долевого участия (ДДУ) на проектное финансирование.
Переход на новый способ застройки жилья идет медленно и небезболезненно. Сделки с новостройками с 1 июля 2019 года можно будет проводить только по новой схеме. Программа проектного финансирования подразумевает использование специальных эскроу-счетов в аккредитованных банках. А в понедельник РИА Недвижимость сообщило со ссылкой на Москомстройинвест, что в Москве 32 застройщика не смогут привлекать денежные средства населения для строительства жилья, так как не открыли до сентября специальные счета в уполномоченных банках.
«С участием средств населения раньше возводилось до 80% жилья, и переход на рельсы проектного финансирования может сказаться на итоговых объемах ввода по ряду причин, – пояснил «НГ» сопредседатель «Деловой России» Андрей Назаров. – Если раньше девелоперы пользовались бесплатными деньгами дольщиков, то сейчас они будут вынуждены платить банкам немалый процент. При ставках по кредиту 13–20% годовых они будут вынуждены заложить их в итоговый ценник квадратного метра. Повышение цен на жилье снизит покупательскую активность граждан, а без живого спроса застройщики вряд ли будут наращивать предложение».
По мнению Назарова, повышение цен может вытолкнуть с рынка до 30% малых и средних игроков, а оставшихся в деле новые правила ограничат в объемах работ, ведь после полного отказа от ДДУ система финансирования жилого строительства и, как результат, объем предложения на первичном рынке будут регулироваться банками. «Сколько они смогут вложить, столько квартир и построят. Для выхода на заветные темпы в 120 млн кв. м потребуется не менее 8 трлн руб. ежегодных инвестиций. А уполномоченных банков, которые смогут работать с 3 тыс. застройщиков только 54, и большинство из них ранее с подобными операциями даже не сталкивались», – говорит Назаров.
Правительство обещает подстегнуть отрасль. В рамках национальных проектов на ближайшие три года планируется направить около 1,5 трлн руб. на создание современной инфраструктуры, в том числе на строительство и ремонт автомобильных дорог, еще 320 млрд руб. – на жилищное строительство. Президент Владимир Путин во вторник проведет с членами правительства совещание по переселению граждан из аварийного жилья, сообщила накануне пресс-служба Кремля. Основной темой встречи заявлено создание постоянно действующего механизма по переселению из аварийного жилищного фонда.
А в понедельник на эту тему выступил назначенный на должность врио главы Магаданской области Сергей Носов. Он сообщил, что направил заявку в федеральное правительство о выделении региону 25 млрд руб. на расселение ветхого и аварийного жилья, но выразил сомнение, что в случае выделения этой суммы регион сможет их освоить. «Это 4 миллиарда в год. Как справиться с этим финансированием? Как освоить это финансирование? Мы ничего подобного и близко не строим», – заявил Носов.
По крайней мере откровенно заявлена проблема. А вот многие федеральные ведомства запрашивают гораздо большие суммы на строительство, которое потом просто бросают.
На недавнем обсуждении исполнения бюджета 2017 года руководитель Счетной палаты Алексей Кудрин предложил усиливать наказание за незавершенное строительство и приравнять это нарушение к халатности. По его словам, из 450 объектов 145 не было введено в срок даже в первой половине этого года. «Сегодня в новой информационной системе обозначено несколько тысяч объектов, при этом заморожено 2,5 трлн руб. в этих объектах, которые брошены без консервации, – заявил глава Счетной палаты. – Какие-то объекты уже надо списать с баланса, какие-то – продать бизнесу или инвесторам, какие-то – начать достраивать».
Эксперт-аналитик «Финам» Алексей Калачев обращает внимание, что и в жилищном строительстве было много недостроя. «В целом по стране ситуация выглядит не так печально. За январь–август 2018 года, по данным Росстата, ввод жилой площади в целом по стране снизился всего на 1,1% по сравнению с сопоставимым периодом прошлого года. Но география этого показателя очень разнообразна. Если в Центральном федеральном округе ввод жилой площади вырос на 6,6%, то в регионах в основном снижался: в СЗФО – на 6,6%, ЮФО – на 2,8%, ПФО – на 2,2%, УФО – на 5,1%, СФО – на 7%, ДФО – на 4,7%. А география – важнейший фактор для железнодорожных перевозок».
Эксперт напоминает, что в предыдущие два года в ожидании растущего спроса и реформы долевого строительства было запущено множество проектов, построено много жилья, и сейчас в основном идут достройка и сдача готового, в то время как запуск новых проектов должен был замедлиться.
«Снижение ставок по ипотеке должно было подстегнуть спрос на жилье. Это должно было отразиться на сдаче и продажах жилья, но при избыточном количестве уже построенных проектов слабо помогло росту нового строительства. Позитивный эффект низких ставок может сработать с отсрочкой во времени по мере окончания и продаж имеющихся проектов, – говорит Калачев. – Изменение схемы долевого строительства также может иметь краткосрочный негативный эффект на объемы строительства нового жилья. Но это временный эффект, негативная часть которого перестанет работать через год-два, по мере реализации объектов, заложенных по старой схеме».
комментарии(0)