Неограниченный экспорт может оставить российских автолюбителей без бензина. Фото РИА Новости
Правительство пытается «впихнуть невпихуемую» идею регулирования цен на бензин при полной отмене экспортных пошлин для сырой нефти. Чтобы воплотить эту крайне сомнительную затею налогового маневра, Минфин обещает вернуть практику «лихих девяностых», когда индивидуальные квоты на экспорт выдавались только тем, кто выполнил внутренние поставки топлива в рамках так называемых балансовых заданий. Глава Минфина Антон Силуанов сообщил в среду, что готов ввести квоты на экспорт нефти и экспортные пошлины на нефтепродукты.
В среду первый вице-премьер, министр финансов РФ Антон Силуанов успокаивал парламентариев, разделивших страхи общества по поводу нового скачка цен на бензин и объясняющих происходящее алчностью нефтяных компаний. По его словам, экспортные пошлины и квотирование объемов поставок нефти на внешний рынок могут стать инструментами для сдерживания цен на топливо.
«Можно всегда ввести экспортные пошлины. И второе – это, безусловно, квотирование объемов поставок нефти на внешние рынки и обязательство поставки нефтепродуктов на внутренний рынок, чтобы здесь не создавался дефицит», – сказал Силуанов, выступая в Госдуме, перед тем как был принят в первом чтении бюджет страны на ближайшие три года.
В 2018 году бензин дорожал в 3–4 раза быстрее общей инфляции, особенно скачки были заметны весной, которые правительство попыталось остановить, не только отменив запланированное повышение акцизов, но даже несколько снизив их. Кроме того, производителям нефтепродуктов показали кнут и пряник. В качестве первого приняли закон об экспортных пошлинах, а пряником выступили обратные акцизы: из бюджета, то есть из карманов налогоплательщиков, правительство обещает возвращать нефтяным компаниям 50% от разницы между стоимостью экспорта нефтепродуктов и продажей на внутреннем рынке.
Однако это не помогло, и осенью пришла новая волна повышения цен на бензин: в сентябре оптовые цены выросли сразу на 10% (см. «НГ» от 18.10.18). А следующая, очевидно, опять возникнет по весне, ведь с 1 января акцизы снова повышаются. Однако Минфин и Минэнерго уверяют, что смогут удержать ситуацию под контролем. Кроме того, Минфин не хочет переделывать бюджет, ведь снижение акцизов приведет к выпадению доходов региональных дорожных фондов, о чем говорил недавно замминистра финансов Илья Трунин. Но если раньше чиновники говорили только о таких сдерживающих факторах, как пошлины и обратный акциз, то теперь Минфин вытащил из пыльного ящика еще один инструмент – квоты.
Впервые квоты были введены в 1993 году как способ дать подзаработать нарождающемуся нефтяному бизнесу, регионам и, как оказалось позже, всем, кто сумеет так или иначе получить квоту. Желающих было много, мелкие поставщики создавали конкуренцию не только друг другу, но и крупному бизнесу, поэтому летом 2000-го от квот решили отказаться, введя вместо них как раз пошлины. Но, как оказывается, все потуги властей рыночными способами решить проблему высокой прибыльности экспорта нефти в ущерб поставкам бензина на внутренний рынок не увенчались успехом, и идеологи «экономического рывка» уповают на морально устаревший инструмент, который опять может вызвать к жизни толпы желающих поэкспортировать. В любом случае квоты трудно назвать эффективным рыночным механизмом, и это точно не шаг вперед от ручного управления процессами.
Опрошенные «НГ» эксперты не удивляются, что правительство вспомнило про инструмент из старого арсенала, который к тому же не считают особенно полезным. По их мнению, реализация налогового маневра продолжится, а январский рост акцизов, несмотря на все угрозы Минфина, все равно не остановит рост цен на бензин.
«Россия уже давно и плотно сидит на ручном управлении, – говорит аналитик группы компаний «Финам» Алексей Коренев. – Идея сдерживать рост цен на топливо за счет экспортных пошлин и квотирования объемов поставки нефти действительно рассматривалась правительством. При этом никаких сведений о том, что правительство собирается отказываться от налогового маневра, у нас нет. Постепенно экспортные пошлины будут снижаться, с одновременным увеличением НДПИ и введением возвратного акциза. Но вот тут есть один нюанс. Предполагалось ежегодное увеличение акцизов на топливо, но в 2018 году из-за скачка цен на топливо весной акцизы не только не подняли, но и снизили. Однако про следующие годы никакого подобного решения не принималось. Так что формально с 1 января акциз должен быть увеличен, как и планировалось с этой даты. И если иных решений принято не будет, то нас неизбежно ожидает скачок цен на бензин как минимум на несколько процентов».
Главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович считает, что реальный эффект в ценах топливного рынка от изменения акцизов можно будет оценить только после начала действия предложенных Минфином механизмов. «Пока эффективность этих мер вызывает некоторые сомнения. На законодательной основе экспортные пошлины могут повышаться только в случае роста нефтяных цен на мировых рынках (более 15% в месяц). Этот фактор может привести к ситуации, когда внутренние цены топливного рынка продолжат расти под давлением изменений налогового законодательства, в то время как рост нефтяных котировок в мире приостановится».
Квотирование поставок на внутренний рынок Покатович не склонен считать панацеей. «У ФАС есть претензии к некоторым игрокам нефтяного рынка, которые все еще не выполняют установленные нормы поставок на внутренний рынок, а законодательное принуждение этих компаний пока находится в стадии обсуждения. Механизмы обратного акциза также не будут применяться ко всем НПЗ, претендовать на использование механизма могут только компании, соответствующие ряду критериев. Уязвимость мелких игроков рынка продолжит повышаться», – говорит Покатович.
Эксперты также поясняют, почему в России субсидируют из бюджета нефтяные компании и не применяют, например, такие способы решения проблемы, как это предлагает делать Украине МВФ – поднимать цены на энергоносители с одновременным субсидированием населения.
«Эффективное субсидирование населения, на наш взгляд, возможно лишь в случае активного роста экономики. Прогнозы на 2019 год говорят о том, что экономике ускориться не удастся, потребительский спрос продолжит сжиматься на фоне стагнации реальных располагаемых доходов. В таких условиях субсидии населению должны превышать уровень давления на потребительский спрос со стороны роста цен на энергоносители. По нашим оценкам, на сегодняшний день у государства нет эффективных механизмов перераспределения ресурсов в пользу субсидирования населения в столь существенных объемах. Базовым сценарием остается искусственное сдерживание роста цен топливного рынка с соответствующим субсидированием нефтяных компаний», – говорит Покатович.
«Из-за того, что у нас сильное нефтяное лобби, сработает скорее второй вариант: правительство продолжит одной рукой сдерживать рост цен на бензин, а другой – субсидировать нефтяные компании в виде обратного акциза», – считает первый вице-президент Российского союза инженеров Иван Андриевский.
комментарии(0)