Традиционными телефонами все еще пользуются миллионы россиян. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Французские власти начинают ликвидацию стационарной телефонной связи: с ноября во Франции уже нельзя устанавливать традиционные телефонные аппараты и телефонные точки. А через пять лет на место телефонных розеток придут роутеры со скоростным Интернетом. В России подобных планов модернизации связи нет – в том числе и в многочленных нацпроектах, которые сегодня пачками утверждают наши чиновники. Похоже, что по итогам шестилетки «прорывного развития» Россия может остаться страной устаревшей инфраструктуры связи.
Сегодня на наших глазах завершается 140-летняя эпоха стационарных аналоговых телефонов. Давно уж нет «Алле, барышня!», но провода от телефонных станций все еще окутывают мир. Есть они и в подавляющем большинстве российских квартир. Но в Европе уже начата ликвидация традиционной телефонной инфраструктуры. Часть абонентов добровольно отказались от традиционной телефонии. Но в некоторых странах власти объявили собственные программы замены телефонной сети на более современную компьютерную. Так, в частности, поступили и французские власти после того, как половина абонентов самостоятельно рассталась со старой телефонией. Сложнее перестроиться на цифровую связь предприятиям, где на телефонные линии завязаны факсы, охранные сигнализации, платежные терминалы и даже лифты. По словам коммерческого директора Gigaset France Арно Бувье, во Франции до сих пор около 70% компаний используют традиционные телефонные линии.
Исследование консалтинговой компании Deloitte, проводившееся год назад, показало, что по уходу с фиксированной связи россияне обогнали Францию. В 2017 году 15,6% российских домохозяйств подключалось только по мобильной связи, игнорируя проводное подключение, а во Франции мобильное подключение полностью заменило проводное только в 9,8% домохозяйств. При этом Россию обгоняют Канада и Турция с 24,3 и 27,3%. Мобильным Интернетом пользуются примерно 13% городского населения России и около 22% сельского, сообщили в Deloitte. Эксперты уверены, что говорить о крупномасштабном уходе с фиксированной связи в РФ пока рано из-за телевизионных передач и видеоконтента в высоком разрешении.
Российский телекоммуникационный рынок немного отстает по темпам роста от мирового – по итогам 2017 года он вырос на 1,3%, в то время как темпы роста глобального рынка составили 1,7%. В 2018 году аналитики предсказывают еще большее отставание – 1% против 2% соответственно. Возможно, какие-то коррективы в показатели отечественного рынка сможет внести старт программы «Цифровая экономика».
«Надо различать услуги и технологии. Услуга телефонной (голосовой) связи не умрет никогда, по крайней мере до тех пор, пока люди не разучатся говорить, а технологии оказания услуг могут и должны меняться, – заявили «НГ» в пресс-службе «Ростелекома». – Во Франции планируют перевести оказание услуги голосовой связи на технологию IP/SIP-телефонии. По сути, там такой же стационарный телефон со своим номером, только с расширенным функционалом».
По данным Центрального научно-исследовательского института связи (ЦНИИС), «Ростелеком» обладает самой крупной в России магистральной сетью связи протяженностью более 500 тыс. км. Ее доля на рынке местной телефонной связи по числу абонентов составляет около 70%. ЦНИИС приводит данные, согласно которым к концу 2011 года количество фиксированных телефонных подключений по России составляло 30,9 на 100 человек. Этот показатель неуклонно снижался по 2,5–3% в год, но еще в 2012 году было около 43 млн подключений.
«Общее количество абонентов телефонной связи «Ростелекома» на конец первого полугодия составляет 18,3 млн», – говорят в Ростелекоме. «Это до сих пор самый экономичный способ общения для долгих разговоров. Стационарный телефон не требует подзарядки аккумулятора и энергонезависим – работает даже тогда, когда отключили электричество в доме. Многим людям привычнее звонить в экстренные оперативные службы по домашнему телефону. Плюс из-за особенностей распространения радиосигнала мобильная связь доступна не везде, даже в городах (низины, овраги, нижние этажи, подвальные помещения), в этом случае стационарный телефон – единственный доступный способ связи», - говорят в компании.
«Рынок фиксированной телефонии в России последние годы сокращается стабильными темпами по 8–10% в год, – сказал «НГ» аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин. – Для сравнения: в 2015 году абонентов у доминирующего на этом рынке «Ростелекома» насчитывалось более 22 млн, а в первом полугодии 2018 количество активных абонентов сократилось на 8% – до 18,3 млн. Упал и оборот – примерно на 10%».
«Доходы операторов от фиксированной телефонной связи в 2017 году снизились по отношению к 2016 году почти на 9%. Снижение продолжается и в этом году примерно такими же темпами, – сказала «НГ» аналитик компании «ТМТ Консалтинг» Елена Фролова. – В сегменте «Население» происходит более быстрый отток абонентов. В корпоративном сегменте на смену обычной стационарной телефонной связи пришла услуга «Виртуальная АТС», способная удовлетворить потребности компаний малого и среднего бизнеса по привлечению и удержанию клиентов, оптимизировать работу сотрудников внутри компании. Из-за большей приверженности компаний стационарной телефонной связи (стационарный номер телефона все еще является имиджевой составляющей, и наличие его у компании вызывает к ней больше доверия у клиентов) отток здесь происходит более медленными темпами».
По мнению экспертов, причины падения в фиксированной телефонии связаны с моральным устареванием технологии. «Умирание традиционной телефонии в развитых странах началось в 2000 году, а в РФ – в середине нулевых. Проникновение услуг мобильной связи в РФ достигло 180%, а Интернета – 73%. Переход на современные аналоги телефонии произошел давно, и для этого не потребовалось госфинансирования», – говорит Нигматуллин.
По его словам, сейчас происходит массовая ликвидация стационарных телефонов как на фоне сокращения спроса среди домохозяйств, так и ввиду изменения приоритетов государства. «Расходы домохозяйств на связь снижаются, так как в противном случае, без отказа от стационарной телефонии, приходилось бы оплачивать и мобильную, и фиксированную связь. Раньше средства госфонда универсальной услуги связи (УУС), который пополнялся за счет взносов операторов связи, направлялись в том числе на поддержание работоспособности таксофонов. Однако в 2014 году было решено форсировать подключение малонаселенных пунктов к оптике, перенаправив ресурсы на это направление».
По словам Нигматуллина, в новостройках сейчас не прокладывают отдельно кабель для телефонии. «Максимум, на что можно рассчитывать, – это IP телефония через специальный интернет-шлюз. Впрочем, и эта услуга непопулярна», – заключает эксперт.
В «Ростелекоме» не комментируют стремительное естественное отмирание старых добрых телефонов. Тем более речь не идет о принудительном их «умертвлении». «В будущем голосовая связь будет предоставляться по интернет-каналам, а управляться на уровне облачных решений, то есть требовать гораздо меньше инвестиций, чем прежние технологии, когда для телефона нужно было прокладывать отдельную выделенную линию связи. Развитие дата-центров, облаков, развитие информационной инфраструктуры, в том числе с точки зрения обеспечения интернет-каналами домохозяйств и социальных учреждений, рост проникновения Интернета и числа активных интернет-пользователей – все это предусмотрено программой «Цифровая экономика», – подчеркивают в Ростелекоме.
комментарии(0)