Вице-премьер Дмитрий Козак продемонстрировал общественности, как правительство умеет запугивать сырьевые компании. Фото PhotoXPress.ru
В этом году на фоне резкого удорожания топлива правительству пришлось сыграть роль злого полицейского и публично пригрозить нефтяникам кнутом. Шоу сыграно, в следующем году власти скорее всего постараются такого не допускать. В законодательстве теперь заложен «пряник» – отрицательный акциз. Это бюджетная компенсация для нефтяников разницы между внутренними и экспортными ценами. Сотни миллиардов собранных с населения рублей потратят на то, чтобы цены на заправках не сильно шокировали граждан.
В октябре, по новым данным Росстата, цены на автомобильный бензин были выше прошлогоднего уровня в среднем на 11,3%. Так что действия властей по сдерживанию роста бензиновых цен не помогают и не помогут компенсировать скачки, зафиксированные в этом году. Бензин, как обещают чиновники, больше не будет дорожать с существенным опережением общей инфляции, однако дешеветь он точно не начнет.
Чтобы стабилизировать ситуацию на топливном рынке, правительству – в лице, в частности, вице-премьера Дмитрия Козака – пришлось в этом году публично сыграть роль злого полицейского. Козак дал понять нефтяникам, что их разговоры про недополученную прибыль руководство страны не считает убедительным аргументом.
«Сегодня ссылки на то, что мы недополучаем доходы в связи с поставками на внутренний рынок, – они не принимаются ни гражданами, ни другими экономическими субъектами, не могут быть приняты и политическим руководством нашей страны», – заявил он.
Все это стало антуражем для соглашения с нефтяниками о заморозке оптовых цен на бензин и дизтопливо на уровне июня до конца текущего года, а затем о повышении этих цен в 2019-м в пределах инфляции. Также нефтяники обязались поставлять определенные объемы топлива на внутренний рынок. Эти решения преподносились как мягкая альтернатива введению заградительных пошлин на экспорт нефти и нефтепродуктов.
Парадокс же в том, что уже в следующем году, похоже, аргументация нефтяников станет для властей убедительной. В рамках налогового маневра в нефтяной отрасли власти планируют многомиллиардные бюджетные возмещения разницы между экспортной и внутренней ценой топлива, то есть по факту речь идет как раз о компенсации обсуждаемой отраслевиками недополученной прибыли.
Законом № 301 (от 03.08.18) предусмотрен вычет по акцизу на нефтяное сырье, направленное на переработку, с применением демпфирующей компоненты, которая, как поясняет Счетная палата, «компенсирует затраты на поставку нефтепродуктов на внутренний рынок для нефтяных компаний в целях обеспечения рентабельности поставок и недопущения повышения цен на нефтепродукты».
Счетная палата в заключении на проект бюджета приводит несколько вариантов сумм, которые будут потрачены в рамках возвратного акциза. Там, где говорится о поступлении налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья, сообщается, что возврат акцизов на нефтяное сырье, направленное на переработку, в 2019 году составит 300,8 млрд руб., в 2020-м – 325,4 млрд руб., в 2021 году – 359,9 млрд руб. Если же брать базовые нефтегазовые доходы (рассчитанные на основании базовой цены на нефть около 42–43 долл. за баррель), тогда возврат указанных акцизов в 2019 году составит 111 млрд руб., в 2020-м – 233,3 млрд руб., в 2021-м – 362,7 млрд руб.
Цены на автозаправках, судя по всему,
расти продолжат, просто не так резко. Фото РИА Новости |
В итоге в рамках совершаемого налогового маневра власти одной рукой снимают тот барьер, который не позволял внутренним ценам на топливо сравняться с мировыми, – речь идет об экспортной пошлине. Другой рукой они пытаются удержать нефтяников от резкого взвинчивания внутренних цен на топливо и вводят отрицательный акциз – своего рода субсидию нефтяным компаниям, которые согласятся наполнить внутренний рынок топливом и будут соответствовать некоторым другим требованиям (см. «НГ» от 28.06.18). Но выплачиваться эта субсидия будет из бюджета в условиях затягивания поясов.
Ранее замминистра финансов Илья Трунин невольно проговорился о странностях маневра. Он раскритиковал предложения увеличить ту сумму, которая пойдет на компенсацию нефтяникам. По его словам, речь шла об увеличении этой суммы в 2019 году до 630 млрд руб. «Если вы обратите внимание на цифру 630 млрд руб. – это как раз ровно столько, сколько бюджет получит от увеличения налога на добавленную стоимость (НДС) на два процентных пункта. С нашей точки зрения, это было бы очень странно – вернуть нескольким нефтяным компаниям то, что со всего населения будет взято в виде повышения НДС», – утверждал Трунин (см. «НГ» от 17.09.18).
На этом откровения не закончились. Во вторник Трунин сообщил, что «со следующего года большая часть акциза на бензин – практически 100% – будет компенсирована из бюджета, то есть он фактически будет нулевым». Так замминистра ответил на вопросы журналистов по поводу правительственного поручения проработать до 1 марта возможность введения гибких акцизов на моторное топливо, привязанных к цене нефти. Минфин, судя по словам Трунина, не видит острой необходимости во внедрении гибкого акциза на бензин.
Итог – бюджетные средства потратят, а бензиновые цены хоть и не стремительно, но продолжат расти.
Власти вынуждены выделять средства на покрытие издержек нефтяников, говорит директор Института актуальной экономики Никита Исаев. «И при необходимости оно перераспределит все дополнительные сборы, полученные от повышения НДС. Другого выхода нет. Как нет и политической воли изменить эту ситуацию», – считает он.
«Правительство своими налоговыми маневрами простимулировало компании увеличивать экспорт топлива и не учло последствий такого решения в условиях модернизации нефтеперерабатывающих заводов и растущих цен на нефть, – поясняет замдиректора аналитического департамента «Альпари» Анна Кокорева. – Не пойти на поддержку нефтяников власти не могут: это крупнейшие налогоплательщики страны, и если их финансовые показатели будут ухудшаться, то доходы бюджета тоже».
Властям приходится сглаживать противоречия между последствиями регулирования внутреннего рынка и процессами на внешнем рынке. «Отсюда – демпфирующие механизмы возвратного акциза, предложения разработать переход от постоянных к гибким акцизам на моторные топлива, привязанным к ценам на нефть», – говорит эксперт компании «Финам» Алексей Калачев. «Если на входе системы рыночные цены на нефть, то на выходе должно быть что-то одно: либо рыночные цены на бензин при постоянных акцизах, либо гибкие акцизы при замороженных розничных ценах», – считает эксперт. Иначе, по его словам, «система просто не сможет работать при резком изменении рыночной конъюнктуры».
В пресс-службе Минфина во вторник пояснили «НГ», что субсидия, которую будут получать компании в рамках демпфирующей компоненты, – это «не просто предоставление средств нефтяным компаниям». «Можно сказать, что эти деньги направляются на выполнение социальных обязательств государства. Косвенно, конечно, но именно так и есть, потому что за счет них удерживаются цены на внутреннем рынке. Определяется целевой ориентир по цене топлива на внутреннем рынке, если компании придерживаются этой цели, они получают субсидию. Если же они отбиваются от этой цены, демпфирующая компонента перестает работать, она обнуляется, соответственно, компании не получают никакой субсидии», – сообщили в Минфине.
комментарии(0)