Вице-премьер Дмитрий Козак ранее уже пытался вразумить некоторых губернаторов. Фото РИА Новости
Экономическая нестабильность, похоже, вынуждает регионы идти на крайние меры – открытую конфронтацию с федеральным Центром. Правительство Мордовии намерено через суд взыскать с Российской Федерации 500 млн руб. «неосновательного обогащения». Один из ответчиков – федеральный Минфин, приказы которого оспаривает республиканское правительство. Арбитражный суд Мордовии принял к рассмотрению такое заявление. В Минфине РФ признали, что регионы не всегда согласны с его решениями. Минфин назвал незаконным рассмотрение подобных дел на местах, а не в Москве.
Арбитражный суд Мордовии принял к рассмотрению заявление республиканского правительства о взыскании с Российской Федерации неосновательного обогащения в размере 500 млн руб. и о признании недействительными приказов федерального Минфина, согласно которым Мордовия должна перечислить в федеральный бюджет 20,5 млрд руб.
«Разбирательство вызвано разногласиями по поводу реализации программы реструктуризации бюджетных кредитов регионам, следует из материалов картотеки арбитражных дел, – сообщает Интерфакс. – Причиной подачи заявления стали результаты двух выездных проверок, которые управление Федерального казначейства (УФК) по Республике Мордовия проводило в республиканском Минфине». Ответчиками выступают Минфин РФ и УФК по Республике Мордовия.
Проверки проводились с июля по август этого года. «В ходе проверок выявлены нарушения соблюдения условий предоставления бюджету Республики Мордовия бюджетных кредитов», – уточняется в материалах дела (они опубликованы на сайте Арбитражного суда Мордовии). Информагентства напоминают, что программа реструктуризации обязательств регионов перед федеральным бюджетом выдвигает к субъектам РФ определенные требования по размеру их бюджетного дефицита, по стоимости привлечения банковских кредитов, по доле долговых обязательств и т.п.
По итогам проверок Минфин РФ выпустил в октябре приказы, предусматривающие бесспорное взыскание из республиканского бюджета Мордовии и перечисление в доход федерального бюджета денежных средств на совокупную сумму около 20,5 млрд руб.
Ходатайство заявителя мотивировано тем, что бесспорное списание такой суммы «приведет к невозможности исполнения республиканского бюджета Республики Мордовия, в том числе исполнения ряда первоочередных социально значимых обязательств (заработная плата, меры социальной поддержки)».
Сообщается, что доходы республиканского бюджета в 2018 году запланированы в размере около 37 млрд руб., в 2019-м – в сумме почти 30 млрд руб. При этом «налоговые и неналоговые доходы республиканского бюджета с учетом периода взыскания (18.10.2018–01.09.2019) прогнозируются менее суммы взыскания».
Суд уже успел по ходатайству правительства Мордовии принять обеспечительные меры в виде приостановления действия упомянутых выше приказов Минфина РФ.
К слову, Мордовия ранее уже попадала под прицельное внимание федерального Центра. В ноябре прошлого года вице-премьер Дмитрий Козак вызывал главу Мордовии Владимира Волкова, чтобы заслушать его план по снижению уровня госдолга. Как сообщало РИА Новости, Волков пытался оправдаться, что огромный долг республики возник в том числе из-за подготовки к чемпионату мира по футболу. На что Козак парировал, что лишь 50% инвестиционных обязательств связаны с чемпионатом (см. «НГ» от 27.11.17).
На 1 января этого года госдолг Мордовии достиг почти 50 млрд руб., это около 220% собственных доходов регионального бюджета, передавало ТАСС.
Но не только Мордовия навлекала на себя критику. Летом прошлого года премьер Дмитрий Медведев недоумевал по поводу того, что «в Костромской области и Республике Хакасия государственный долг превышает сумму налоговых и неналоговых доходов почти в полтора раза» (см. «НГ» от 15.06.17).
Арбитражный суд Мордовии приостановил
действие приказов Минфина РФ, которые оспариваются республиканским правительством. Фото с сайта www.asrm.arbitr.r |
Информация о положении регионов противоречива. Одни исследования свидетельствуют о нарастании экономической нестабильности. Сейчас только 10 субъектов РФ смогли показать рост в пяти основных секторах экономики: сельском хозяйстве, промышленности, строительстве, розничной торговле и сфере платных услуг, сообщил ранее «НГ» Институт комплексных стратегических исследований. За год состав лидеров не только сократился, но и почти полностью изменился (см. «НГ» от 12.11.18).
Однако, судя по мониторингу Института экономической политики (ИЭП) им. Гайдара и Академии при президенте (РАНХиГС), «ускорение темпов роста доходов консолидированных бюджетов субъектов РФ позволило в третьем квартале 2018-го сократить государственный долг». «Рост доходов дает возможность обеспечить по итогам текущего года максимальные за последние 10 лет темпы увеличения доходных показателей региональных и местных бюджетов», – уверяют эксперты.
В пресс-службе Минфина ответили «НГ» на запрос по поводу иска Мордовии. «Это дело относится к категории обжалования приказов по бюджетным мерам принуждения. Регионы не всегда согласны с ними, а иногда просто затягивают такими действиями исполнение приказов в местных судах», – пояснили в ведомстве Антона Силуанова.
«Минфин считает практику рассмотрения дел данной категории в субъектах незаконной, они должны передаваться по подсудности в Москву. Более того, в подавляющем количестве случаев суд занимает сторону Минфина», – сообщили в пресс-службе.
Опрошенные «НГ» эксперты указывают на особую ситуацию в Мордовии. «В отличие от большинства регионов коммерческие кредиты республика привлекать не может, вернее сказать, у нее это не выходит», – поясняет аналитик компании «Алор» Алексей Антонов.
По мнению эксперта, «понять недовольство Минфина можно: стабилизация долговой нагрузки Мордовии входила в число основных целей утвержденной программы реструктуризации долгов, из бюджета были выделены значительные средства, но результат оказался, очевидно, разочаровывающим». Но и действия республиканского правительства тоже можно объяснить. «Изъятие ранее предоставленных республике средств в условиях, когда нет возможности привлекать коммерческие кредиты, приведет к росту дефицита бюджета Мордовии и лишь увеличит риски дефолта», – говорит Антонов.
Интерфакс напоминает, что в 2018 году Мордовия испытывала сложности с привлечением коммерческих кредитов. В октябре республика не смогла привлечь кредиты на сумму 4,4 млрд руб. под ставку не выше 8,25% годовых. В ноябре Мордовия пробовала получить 4,3 млрд руб. под 8,5% годовых, однако заявки на участие в аукционах на кредиты не поступили. На декабрь республика вновь объявила аукционы на кредиты: 4,3 млрд руб. под ставку не выше 8,5% годовых.
Однако некоторые эксперты считают, что случай Мордовии не будет единичным. «Соглашения регионов о реструктуризации предполагают согласование с Минфином их бюджетов, увеличение внешнего контроля над ними. Повышенные требования Центра к регионам вызывают ответную реакцию, – поясняет управляющий партнер компании «2К» Тамара Касьянова. – Отсюда и возник подобный эксцесс: вы дотошно проверяете нас, а мы проверим вас, имеем право».
«Сейчас на фоне новых указов и обострившейся фискальной политики Минфина подобные ситуации могут возникать и в других субъектах, – считает Касьянова. – Но это не знак «неповиновения». Скорее это жест отчаяния в безвыходной ситуации. Принятые меры позволят отложить исполнение приказов Минфина, а значит, дают время и надежду на изменение решения».
По словам эксперта, «сам иск в размере 500 млн руб. на фоне взыскания с региона более чем 20 млрд руб. ситуацию не поменяет». Но такое обращение в суд – это попытка обратить внимание на проблему.
комментарии(0)