В ТАСС состоялся круглый стол, посвященный перспективам развития российских АЗС и качеству предоставляемых услуг. На нем обсуждались основные тренды развития розничного бизнеса АЗС, пути повышения маржинальности, перспективы развития таких форматов АЗС, как многофункциональные сервисные комплексы.
По мнению участников дискуссии, необходимо делать ставку на увеличение доли сопутствующих товаров в выручке розничного бизнеса. Заметим, что если на Западе соотношение продажи топлива и сопутствующих товаров составляет 50 на 50, то в России большая часть выручки – это именно топливо. Но, к примеру, «Роснефть» уже приближается к показателю 75 на 25%. При этом уже в ближайшем будущем компания надеется на то, что бизнес по продаже сопутствующих товаров полностью покроет операционные затраты АЗС.
«В развитых странах примерно половину дохода розничный бизнес получает не от бензина, а от сопутствующих сервисов, – говорит директор Института проблем глобализации Михаил Делягин. – Автозаправка просто рассматривается как точка, где потребитель останавливается на трассе и где его нужно ловить всеми способами вплоть до ремонта обуви. Вот, например, на заправках BP можно купить выпечку, которая там совершенно замечательная. То есть заправки становятся своеобразным центром притяжения. Развивается бизнес так называемых сопутствующих товаров. Это сети заправок British Petroleum (BP), «Роснефти», многих других компаний. «Роснефть» сейчас строит на Ладоге многофункциональный комплекс, где, по-моему, только космодрома не будет».
Об этом комплексе, кстати, говорил и гендиректор компании «ИнфоТЕК-Терминал» Рустам Танкаев: «Там автозаправочный комплекс должен превратиться в целый городок. Туда входит гостиница шестиэтажная, туда входит порт на Ладоге, туда входят спортивный комплекс, кемпинг, в общем, трудно перечислить весь список, что туда только не входит». При этом, отметил эксперт, «Роснефть» строит несколько комплексов вдоль трассы Москва–Санкт-Петербург, где и гостиничные услуги предусмотрены, и торговые площадки, и, естественно, кафе и рестораны. Многофункциональные комплексы были построены также в Краснодарском крае в преддверии зимней Олимпиады-2014.
«Мы все ждем наступления нового года и повышения сразу трех налогов, которые входят напрямую в цену бензина, – отметил Рустам Танкаев. – Как известно, дозволено скомпенсировать только рост НДС на 1,5% от цены, то есть где-то на 70 копеек за литр. Что касается НДПИ, что касается акцизов – там механизмы непонятные, не просматриваются. У нас сейчас 71% цены бензина – это прямые и непрямые налоги. С нового года уровень достигнет почти 80%. Как будет компенсироваться акциз, я, честно говоря, не представляю. Что в мире делают в этой ситуации компании? Увеличивают долю не бензиновых доходов, а сопутствующих бизнесов, сопутствующих товаров». При этом, полагает эксперт, «все сопутствующие сервисы должны быть всячески поддержаны местными и центральными властями».
Розничный бизнес в России стал изменяться с созданием сети АЗС компании ВР. «Сегодня водителей не удивить возможностью выпить чашку кофе на заправке, а в 1996-м, когда мы открывали первую АЗС под брендом ВР, это была, не побоюсь этого слова, революция», – говорил в интервью РБК вице-президент «Роснефти» Аврил Конрой. «Первыми эту работу начала еще в 90-е годы British Petroleum, – подтверждает Рустам Танкаев. – Заправки ВР тогда были как первые «Макдоналдсы» – привлекали своим дополнительным сервисом, магазинами, кафе и разного рода мелкими услугами. Сейчас эта практика общепринята, широко распространена, бренд British Petroleum, как известно, вошел сейчас в бренд «Роснефти», но сохраняется вывеска, потому что она настолько привычна потребителю, что, конечно же, ее ликвидировать нет смысла».
В России именно «Роснефть» активнее других занимается развитием бизнеса «сопутствующих товаров» на АЗС. Компания рассчитывает получить около 4 млрд руб. выручки только от продажи кофе на своих АЗС по итогам 2018 года. (Это около 45 млн чашек кофе.)
«У нас не только Москва и Питер, – отмечает старший аналитик «БКС» Сергей Суверов. – «Роснефть», например, построила сеть многофункциональных комплексов на юге России, в Краснодарском крае. Если говорить об этой компании, надо отметить, что она является лидером с точки зрения продаж сопутствующих товаров».
«Роснефть» нацелена на удержание лидирующей позиции, при этом продолжая точечное развитие в приоритетных регионах и на федеральных трассах. «Роснефть» и госкомпания «Автодор» реализуют соглашение о совместном развитии многофункциональных зон придорожного сервиса на трассе М-11 Москва–Санкт-Петербург. В этих зонах размещены АЗС, места для стоянки автобусов, легковых и грузовых автомобилей, пункты общественного питания, магазины и другие объекты дорожного сервиса.
Уже существующие современные комплексы компании в Краснодарском крае предоставляют максимальный спектр услуг: гостиницы при АЗС рассчитаны на 46 человек, здесь есть даже конференц-залы.
комментарии(0)