Глава ВТБ Андрей Костин сомневается в возможности ужесточения западных санкций против российских банков. Фото Интерпресс/PhotoXPress.ru
Отечественные банкиры не боятся расширения американских санкций. И совсем не стремятся к дедолларизации. Как показывают расчеты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП), банковский сектор РФ за период санкционной войны не сокращал свои вложения в иностранные активы, а только наращивал их.
Несмотря на несколько раундов внешнеэкономических санкций, доля США во внешних источниках привлеченных средств российских банков за последние три года выросла, отмечают в ЦМАКПе. При этом доля США в направлениях размещения банковских средств осталась стабильной. «Похоже, что в последние два-три года вложения американских кредиторов и инвесторов в обязательства российских банков слабо реагируют на принятие новых санкций, но обуславливаются скорее экономическими факторами (выход отечественной экономики из рецессии, восстановление цен на нефть и др.)», – считают в центре.
Уровень зависимости российских банков от привлечения и размещения средств в США остается невысоким. Так, доля США в иностранных активах и обязательствах российских банков на середину июля составляла 9,3% и 11,3% соответственно. Схожее соотношение (11% в активах и 9,5% в обязательствах) наблюдалось и в 2014 году, следует из расчетов. «Это говорит об ограниченной уязвимости российской банковской системы к прямым (неэкстерриториальным) санкциям со стороны американских властей», – делают вывод в ЦМАКПе.
В свою очередь, зависимость российских банков от размещения и привлечения средств, деноминированных в долларах – как в США, так и на рынках других стран, – остается весьма высокой, продолжают экономисты. В абсолютных числах иностранные активы банков РФ в долларах за период действия санкций изменились незначительно. На сегодняшний день они составляют 116 млрд долл., тогда как на начало 2014 года – 180 млрд. При этом в долларах номинировано около 60% всех иностранных активов отечественных банков. Для сравнения: в 2002 году эта доля оценивалась в 80%. «Несмотря на то что в последние три года эта зависимость снижается, она только сейчас приблизилась к предшествующим историческим минимумам, на которых она была накануне краха Lehman Brothers», – замечают в ЦМАКПе.
Следует также обратить внимание на то, что снижение долларовых активов происходит не в пользу рубля, а в пользу других валют. Так, с 2014 года доля активов, номинированных в евро, увеличилась с 10 до 22%. Доля же рубля за тот же период, наоборот, снизилась – с 15 до 10%.
Источник: ЦМАКП |
В основе высокой зависимости от долларовых операций по-прежнему значительная роль доллара США во внешнеторговых расчетах российских компаний, подчеркивают исследователи. «Несмотря на снижение, доля долларовых расчетов в экспорте составляет 68–71%, в импорте – 36–38%», – обращают внимание они.
Кроме того, говорят экономисты, во многом высокая доля доллара во внешнеторговых расчетах связана со структурой расчетов с Китаем и Индией. «В случае с другими ключевыми внешнеторговыми партнерами ситуация мягче, – замечают они.
«Высокая доля долларовых операций во внешнеторговых потоках, а также в обязательствах и активах банковской системы делает российский банковский сектор уязвимым к косвенным (экстерриториальным) санкциям со стороны США», – делают вывод в ЦМАКПе.
Частично эту тенденцию подтверждал ранее и глава ВТБ Андрей Костин в интервью Интерфаксу: «Есть сокращение за последние пять лет – с момента введения санкций – доли долларов в расчетах.
Правда, оно происходит не так быстро – по разным направлениям на 5–10 процентных пунктов сокращение долларовых расчетов в пользу евро и других валют», – говорил он.
«Год назад в составе золотовалютных резервов Центробанка доллар составлял 46%, а сейчас, по-моему, 22%», – продолжал Костин.
Кроме того, российские банкиры, похоже, не слишком опасаются сегодня какого-либо ужесточения санкций США против крупнейших российских банков. «Сегодня политические риски умеренные я вижу. Не думаю, что американцы пойдут на серьезные санкции в дальнейшем в отношении крупнейших банков, будь то ВТБ или Сбербанк. Надеюсь по крайней мере на это», – говорит глава ВТБ Андрей Костин, подчеркивая, что у банкиров есть «запасные планы» на случай усиления санкций. Действующие санкции, хоть и ограничивают банкам доступ на мировые рынки, не привели к тому, что интерес западных инвесторов к российским банкам пропал, подчеркнул Костин.
Напомним, осенью прошлого года российские чиновники активно обсуждали план по дедолларизации российской экономики. Разговоры о необходимости «отказа от доллара» начались еще летом прошлого года, когда глава ВТБ Андрей Костин представил президенту РФ Владимиру Путину свои предложения. Предполагалось расширить использование рубля в международных расчетах (см. «НГ» от 04.10.18). Сегодня Костин подтверждает, что со временем «процесс дедолларизации пойдет».
В то же время эксперты «НГ» не исключают введения травмирующих финансовых санкций против РФ. «Исключать угрозу новых санкций сейчас не стоит. В любой момент американская сторона может ввести новые ограничения», – уверен первый вице-президент «Опоры России» Павел Сигал. «Американские парламентарии заняты борьбой с Дональдом Трампом, и им просто не до нас. Для них большую угрозу в текущем моменте представляют китайские товары и политика Поднебесной на международной торговой арене», – продолжает руководитель аналитического департамента Международного финансового центра Роман Блинов, полагая, что в каком-то смысле заявления российских банкиров верны.
Тем не менее для крупных российских компаний угроза новых санкций довольно низка, соглашается инвестиционный консультант компании «БКС Брокер» Артем Петухов. «Тот же РУСАЛ на своем примере показал, каким образом можно перестроить свою структуру и внутренние процессы, чтобы обеспечить соответствие всем требованиям. Поэтому даже если новые санкции будут введены, российские компании могут пойти по пути РУСАЛа и не так болезненно пережить их и адаптироваться», – считает он.
Что же касается витающей в умах чиновников идеи дедолларизации, то эксперты предлагают относиться к ней критически. «Использование иностранных валют, особенно доллара, всегда будет необходимо для таких стран, как Россия. Дедолларизация – это не спасение для экономики РФ. Сейчас необходимо искать альтернативные способы адаптации от волатильности национальной валюты», – указывает Петухов.
«Разговоры о дедолларизации в наше время опасны, это популизм, который, кроме того, ведет к оттоку средств с долларовых вкладов. США являются ведущей экономикой мира, доллар – резервной валютой и универсальным мерилом международной торговли. Отказаться от него – значит оказаться даже не на обочине мировой экономики, а на самом ее дне», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
«Россия, нравится это или нет, должна снижать свою зависимость от доллара, так как именно США выступают основными инициаторами санкций против России», – считает аналитик компании «Финам» Алексей Коренев.
«Санкционное давление над Россией по-прежнему висит дамокловым мечом. Защититься от них с помощью дедолларизации вряд ли удастся, поскольку ее процесс пока не имеет естественных факторов», - считает руководитель группы аналитиков Центра аналитики и финансовых технологий Марк Гойхман. Вывод российских резервов из тех же госбумаг США приносит ощутимые потери. «Перекладывание активов , например, в юани обесценивает их вместе с курсом китайской валюты. Покупки бумаг в евро приводят к падению доходности по ним близко к нулевой, а то и к отрицательной. Это же относится к вложениям в золото, которое отличается не только отсутствием доходности, но и низкой ликвидностью и дополнительными расходами на хранение», - рассуждает эксперт.
Дедолларизация в расчетах по внешней торговле с попытками перевести ее в национальные валюты также чревата потерями из-за нестабильности последних, из-за более высокой стоимости обслуживания трансакций и конвертации, признает Гойхман.
комментарии(0)