Сетевые услуги дорого обходятся энергопотребителям, а цифровизация может сделать их еще дороже. Фото с сайта www.rosseti.ru
«Россети» подготовили предложения по источникам финансирования цифровой трансформации электросетевого комплекса – программы, рассчитанной до 2030 года и оцениваемой в 1,3 трлн руб. (см. «НГ» от 19.02.19). Компания планирует провести цифровизацию за счет широкого спектра как внешних, так и внутренних источников, которые обсуждались на прошлой неделе на совместном заседании секций экспертного совета комитета Госдумы по энергетике. По данным «НГ», инициативы Россетей вызвали немало замечаний участников заседания.
Судя по презентации «Россетей», представленной на заседании (есть в распоряжении «НГ»), одним из основных путей решения проблем с финансированием в госкомпании считают совершенствование системы тарифного регулирования. Цифровая трансформация будет проходить в условиях ограничения прироста тарифа на услуги по передаче электроэнергии по формуле «инфляция минус 0,1%» (в «Россетях», судя по презентации, оценивают ограничения в 3% в год). Компании нужно в этих условиях высвобождать средства на цифровизацию, а добиться этого позволит решение проблем электросетевого комплекса, в числе которых в презентации перечислены перекрестное субсидирование, льготы по техприсоединению и отсутствие долгосрочных тарифов.
Наличие перекрестки в этом перечне примечательно: компания активно продвигает идею так называемой дифференциации тарифа на передачу, действующего для ПАО «ФСК ЕЭС» (сети высокого напряжения для крупных потребителей), – она заключается в его поэтапном увеличении в полтора раза. Эта идея подается как справедливое распределение сетевого перекрестного субсидирования на потребителей ФСК, которые сейчас якобы не несут бремени сетевой перекрестки (см. «НГ» от 04.02.19). При этом подчеркивается, что для территориальных сетевых организаций (ТСО, сети малого и среднего напряжения) тариф в результате снизится. Однако непонятно, как это произойдет, если средства от решения проблемы перекрестки пойдут на проведение цифровой трансформации.
Что касается другой проблемы – отсутствия долгосрочных тарифов, то «Россети» предлагают решить ее путем совершенствования такой формы тарифного регулирования, как регуляторные соглашения (они действуют в ряде регионов, но пока носят рамочный характер). Такие соглашения будут заключаться региональным тарифным регулятором и сетевой организацией при согласовании ФАС и содержать в числе прочего обязательства по долгосрочности принимаемых тарифных решений (речь идет о сроках 5–10 лет), инвестпрограмме, источникам финансирования.
«Реализацию инвестиционных программ и мероприятий по цифровой трансформации электросетевого комплекса планируется осуществлять прежде всего за счет эффектов от внедрения цифровых технологий, в том числе: полученной экономии в реализации инвестиционных программ, снижения потерь за счет своевременного выявления бездоговорного и неучтенного потребления электроэнергии, сокращения издержек на текущую эксплуатацию оборудования (ОРЕХ)», – также говорится в презентации.
На заседании экспертов комитета Госдумы по энергетике, по данным «НГ», планы «Россетей» столкнулись с существенной критикой. Замечания и претензии высказывались, в частности, представителями федеральных органов исполнительной власти. Так, представитель Минэнерго назвал одним из принципиальных условий отсутствие дополнительной нагрузки на потребителей: все мероприятия должны финансироваться либо за счет самоокупаемости, либо на заемном рынке, сообщил «НГ» источник, присутствовавший на заседании. В Минэкономики, в свою очередь, по данным «НГ», предложили для начала проследить за реализацией пилотных проектов – если финансового результата они не принесут, то не будет ни инвесторов, ни смысла продолжать эту историю. В министерстве также возник вопрос к регуляторным соглашениям – по сути, это перенос финансовой ответственности с «Россетей» на регион, добавил источник «НГ». А представитель ФАСа, по данным «НГ», подчеркнул на заседании, что экономия, о которой говорят «Россети», должна возникать строго в результате повышения эффективности и производительности труда и вести к росту чистой прибыли, в то время как сейчас она иногда носит субъективный характер – например, экономия на ремонтах может образоваться просто потому, что они элементарно не выполняются.
Вопросы возникли и у представителей потребителей, участвовавших в заседании: они не совсем понимают, как можно выделить затраты на цифровую трансформацию сетевого комплекса из общего объема затрат на модернизацию, ремонты, другие сетевые улучшения, происходящие в рамках обычного процесса замены оборудования. Поэтапная замена в течение 10 лет устаревшего сетевого оборудования на цифровое за счет амортизационных отчислений скорее всего сможет покрыть большую часть затрат, запланированных «Россетями» на цифровизацию (1,3 трлн руб.). Между тем пилотные проекты цифровизации уже внедрялись с 2014 года в Калининградской, Ярославской и Тульской областях, и согласно данным из открытых источников, по крайней мере на конец 2017 года ощутимого эффекта не принесли. Как следует из решения совета директоров «Россетей» от 22 декабря 2017 года, проект «Строительство интеллектуальных сетей», в рамках которого проводится эксперимент в указанных областях, убыточен.
А кроме того, потребители опасаются, что в конечном счете затраты все равно лягут в тариф, притом что доля сетевых услуг в конечной цене электроэнергии в России составляет 50%, а в США – не больше 30%, и в итоге цифровизация только увеличит этот разрыв. Согласно протоколу совещания от 17 октября 2018 года у вице-премьера РФ Дмитрия Козака, один из первых шагов по пути цифровизации – установка интеллектуальных приборов учета – должен происходить только при условии непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче.
Более того, согласно данным, опубликованным компанией на официальном сайте, компания имеет достаточную прибыль, отмечают потребители: EBITDA за последние пять лет увеличилась более чем в пять раз, до 325 млрд руб., доля чистой прибыли в выручке достигла 14%, за период с 2016 по 2018 год выплачено дивидендов на общую сумму 6,2 млрд руб. «Состояние компании хорошее, по всем ключевым показателям эффективности отфиксирован рост. Если говорить о соотношении долг/EBITDA, то оно составило 1,42 против 1,55 в 2017 году, средневзвешенная стоимость заимствований составила 6,98%», – рассказывал глава «Россетей» Павел Ливинский СМИ в кулуарах Красноярского экономического форума в конце марта 2019 года. Возможно, финансовое положение компании достаточно устойчиво и для самостоятельной реализации своего проекта цифровизации без увеличения тарифа на передачу сверх установленных уровней, которого опасаются потребители. Тем более что сейчас в процессе подачи тарифных заявок ТСО зачастую запрашивают больше, чем им в итоге дают, и все равно они прекрасно функционируют, – аналогичная ситуация может возникнуть и с расходами на цифровизацию, которые вообще сложно обосновать. В качестве одного из главных источников финансирования потребители предлагают ресурсы рынка заимствований – сейчас, по оценкам, есть резерв для безболезненного роста долговой нагрузки «Россетей» почти в два раза.
Сетевая монополия рассматривает программу цифровизации скорее как возможность собрать еще больше денег с потребителей, считает Валерий Жихарев, директор по розничным рынкам и сетям ассоциации «Сообщество потребителей энергии». Так, по его словам, экономическая эффективность и окупаемость программы не обсуждаются, тарифные выгоды для потребителей не предусматриваются. Часть средств на цифровизацию сетей предлагается привлечь путем перераспределения перекрестного субсидирования на прямых потребителей ПАО «ФСК ЕЭС», что не приведет к уменьшению совокупного размера перекрестного субсидирования, но увеличит тарифы для промышленности, отметил эксперт. Также, добавил Валерий Жихарев, рассматривается предоставление сетевой монополии льгот по налогу на имущество и перераспределение платежной нагрузки с территорий с особыми условиями (где электроэнергетика находится под управлением сетевой монополии) на субъекты оптового рынка.
Валерий Жихарев напомнил, что на этапе обсуждения законопроекта о развитии систем учета электроэнергии предусматривалось, что финансирование мероприятий будет осуществляться только за счет экономии средств, связанных с эффективностью функционирования электросетевого комплекса и без включения расходов на интеллектуальный учет в тарифы для потребителей: «В действительности мы имеем обратную ситуацию. Чтобы исключить неэффективные затраты, цифровизацию электросетевого комплекса целесообразно проводить не тотально, а через проектный подход с анализом соотношения общественных выгод и затрат по каждому проекту и программе в целом».
комментарии(0)