Российская нефтедобыча получила неожиданную санкционную поддержку со стороны США. Фото Reuters
Прошедшую неделю нефть торговалась выше 70 долл. за баррель. Такие цены считаются некомфортными, что может побудить Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК) отказаться продлевать в июне соглашение ОПЕК+. Картелю нужно определиться, готов ли он и дальше отдавать свою долю рынка США на мировом нефтяном рынке, заявил глава Минфина РФ Антон Силуанов. И хотя острой необходимости в продлении сделки ОПЕК+ как будто нет, России эта сделка очень нужна. РФ в отличие от других экспортеров не сможет быстро наращивать объемы добычи с случае падения цен, указывают эксперты. В то же время пока нефтяные санкции Вашингтона против Ирана и Венесуэлы создают дополнительные доходы российским компаниям. Европейские нефтеперерабатывающие заводы наращивают закупки нефти из РФ.
После переговоров в Вашингтоне первый вице-премьер РФ Антон Силуанов решил заняться проблемами нефтедобычи и сделкой между экспортерами ОПЕК+ по ограничению производства нефти. «Инвесторы этот вопрос задавали, поскольку есть дилемма: нам дальше с ОПЕК продолжить терять рынок, который занимают американцы, или выйти из соглашения», – сообщил глава российского Минфина. В случае выхода из соглашения цены снизятся, а вслед за ними сократятся и инвестиции, и добыча в США, так как себестоимость сланцевых проектов выше, продолжил он. «Она (цена барреля. – «НГ») может снизиться, мы с вами видели, что это было и 40 долл., и менее 40 долл. за баррель. Весь вопрос в следующем: насколько это долго продлится?» – рассуждает министр, не исключая, что такое снижение «может продлиться и полгода, и год».
Кроме того, американская нефть сейчас захеджирована, а американские инвесторы создали инструменты на случай снижения цен на нефть. «Поэтому насколько такое снижение будет приводить к снижению объемов добычи и поставок на мировой рынок», – задается вопросом министр.
В то же время он заметил, что «когда-то это (прекращение действия соглашения об ограничении добычи) должно случиться». «Хотя спрос мировой где-то на миллион баррелей в сутки прирастает... Но все равно мы видим, что американская нефть все больше и больше занимает долю на мировом рынке нефти. Согласятся с такой дальнейшей тенденцией партнеры из ОПЕК – не знаю. Здесь нужно смотреть по тактике, как дальше действовать», – добавил он.
Если ОПЕК+ решится не продлевать соглашение, россияне почувствуют на себе эффект от снижения нефтяных цен. «Это скажется на курсе, на инфляции – в меньшей степени, чем если бы не было бюджетного правила, но, безусловно, мы это почувствуем на себе», – подтвердил Антон Силуанов, отметив, что существенных последствий для экономики РФ от снижения цен не будет благодаря бюджетному правилу и накопленным резервам.
Напомним, ОПЕК и ряд не входящих в эту организацию стран (ОПЕК+) в конце 2016 года заключили соглашение о сокращении объемов добычи нефти, чтобы стабилизировать цены на мировом рынке. Соглашение дважды продлевалось, а в декабре страны заключили сделку сроком до 1 июля 2019 года.
Глава Минэнерго РФ Александр Новак ранее говорил, что необходимости в дальнейшем продлении этой сделки может и не быть. В свою очередь, президент РФ Владимир Путин заявлял, что Россия не является сторонником неконтролируемого роста цен на нефть. «Нас вполне устраивают сегодняшние цены», – объяснял он.
Рассуждения российских чиновников о перспективах соглашения ОПЕК+ происходят на фоне роста нефтяных котировок. Так, в начале апреля цена нефти марки Brent превысила отметку 71 долл. впервые с ноября 2018 года. Как считается, волатильность на рынке обострилась из-за санкций США против Ирана. По оценке Международного энергетического агентства, рост нефтяных цен выше этой отметки некомфортен для потребителей в условиях замедления темпов экономического роста.
Пока же ситуация для РФ складывается таким образом, что страна даже выигрывает от проблем у Ирана и Венесуэлы. Об этом сообщает агентство Reuters. СМИ, в частности, замечает, что санкции, введенные США для ограничения экспорта нефти из Венесуэлы и Ирана, дали неожиданный эффект. Европейские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) в итоге вынуждены покупать российскую нефть.
НПЗ Европы, настроенные на переработку сортов нефти с высоким содержанием серы, увеличили закупки российской нефти сорта Urals. Причем на фоне высокого спроса на высокосернистую нефть цена на Urals выросла до уровней, которые не фиксировались с 2013 года, сообщает пресса. И нет никаких оснований полагать, что в ближайшее время они пойдут вниз, говорят СМИ участники рынка.
В совокупности же санкции США против Венесуэлы и Ирана убрали с рынка объем в не менее 800 тыс. барр. в день, который европейцы теперь замещают из РФ. И эта нефть не единственная, что ушла с европейского рынка.
О спросе на Urals говорит и сокращение ее дисконта по отношению к нефти сорта Brent. По данным Минфина РФ, средняя цена на нефть Urals за период мониторинга с 15 февраля по 14 марта 2019 года составила 65,07 долл. за баррель. Средняя цена на нефть Brent в этот период составляла 66,28 долл. за баррель. «Urals обычно торгуется с дисконтом не менее доллара к эталонному Brent, но с начала ноября уровень резко вырос и теперь составляет премию в 70 центов за баррель», – указывает Reuters. В результате Россия в марте 2019 года заработала на 140 млн долл. больше, чем в октябре 2018-го на морских и трубопроводных поставках.
Как пишет Reuters, ситуация может усугубиться в связи с запуском в конце 2018 года НПЗ в Турции мощностью 10 млн т в год, также ориентированного на переработку нефти с высоким содержанием серы.
Говоря же о перспективах продления сделки ОПЕК+, эксперты не исключают, что она и вовсе может быть отменена. «ОПЕК+ может прийти к каким-то временным решениям нарастить добычу, поскольку текущая цена на глобальном рынке в 70 долл. за баррелль и выше и так является слишком высокой. Для ОПЕК+ наиболее комфортен порог в 50–60 долл., поэтому пока сдерживать добычу экономического и геополитического смысла нет», – говорит аналитик компании «Алор Брокер» Алексей Антонов. Однако для ОПЕК+ характерна политика сдержанного регулирования, считает он.
«ОПЕК и Россия действительно могут отказаться от сдерживания добычи нефти на предстоящей в июне встрече. Они могут решить, что избыток предложения, возникший в конце прошлого года, «рассосался» благодаря проблемам в Ливии, Венесуэле, началу полноценного действия моратория на поставки нефти из Ирана», – соглашается доцент Российского экономического университета им. Плеханова Сергей Ермолаев.
Для России отказ от сдерживания добычи и участия в сделке выглядит нецелесообразным с точки зрения экономического смысла. «Участие в сделке для России принесло гораздо больше доходов бюджету, нежели если бы Россия следовала стратегии увеличения добычи нефти», – замечает главный аналитик «БКС Премьер» Антон Покатович.
С ним соглашается и Ермолаев. «Россия физически не может быстро расширять добычу нефти. И если цена нефти упадет вдвое, то Россия точно не сможет увеличить добычу вдвое, чтобы сохранить выручку на прежнем уровне. А прибыли нефтяных компаний при этом точно упадут из-за резкого роста издержек добычи дополнительной нефти», – указывает эксперт.
«Мы не считаем, что российская экономика на данный момент обладает запасом прочности, достаточным для возвращения к агрессивному наращиванию нефтедобычи и соответствующему снижению нефтяных цен», – резюмирует Покатович.
комментарии(1)
0
dlz 09:06 15.04.2019
И когда питерские начнут читать учебники по экономике. Открываем МАКРО 1 уровень. Там написано, что развитые экономико страдают от высоких цен на сырье гораздо больше, чем получают выгод от добычи этого самого сырья. Повысьте цены на сырье, и развитые экономики задохнутся от инфляции издержек.