Скандал с хлорорганикой стал самым громким за 55 лет существования нефтепровода «Дружба». Фото Reuters
Находящийся за границей фигурант дела о «грязной нефти», разыскиваемый Следственным комитетом России (СКР) Роман Трушев вышел на связь с немецкой прессой. Он обещает до 13 мая принять решение о дальнейших действиях, но уже сейчас заявил о своей невиновности. Его аргументы – фигурирующая в уголовном деле компания продана еще в конце 2018 года. Кроме того, он утверждает, что такие маленькие нефтяные компании просто не могли нанести столь масштабный ущерб.
«Не понимаю, при чем здесь я. Испортить такое количество нефти способен только большой поставщик», – заявил немецкому государственному информационному агентству Deutsche Welle (DW) предприниматель Роман Трушев, один из подозреваемых по делу о загрязнении нефти в трубопроводе «Дружба» хлорорганическими соединениями, объявленный в связи с этим Россией в международный розыск. Трушев, вышедший на связь с редакцией через WhatsApp (его местонахождение неизвестно), считает, что его пытаются сделать козлом отпущения.
«Не знаю, что делать», – ответил Трушев на вопрос DW о дальнейших планах. По его словам, он улетел на отдых за границу в конце апреля, решение, как теперь быть, собирается принять до 13 мая. Трушев, имеющий гражданство Мальты, подчеркнул, что в Самаре был последний раз в октябре прошлого года, а к декабрю 2018 года продал все активы, связанные с нефтью.
7 мая на заседании правительства РФ министр энергетики Александр Новак сообщил, что следствие выявило группу компаний, осуществлявших незаконную деятельность и сдачу в систему нефтепровода некондиционной нефти с использованием в сверхнормативном количестве хлорорганических соединений. Возбуждено уголовное дело, под стражу суд заключил четверых подозреваемых, еще двое (среди них Трушев) находятся в розыске.
До этого официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин называл произошедшее диверсией и заявлял, что загрязнение произошло через частный «Самаратранснефть-терминал», который принимает нефть у нескольких малых производителей.
Бывший владелец компании «Петронефть» Трушев утверждает, что версия следователей о том, что преступники поставляли нефть с добавлением хлорсодержащих соединений, чтобы скрыть хищения, не выдерживает никакой критики уже хотя бы потому, что мало какая фирма располагает таким количеством хлорорганики.
Узел слива нефти, который, по словам Трушева, находился у него в эксплуатации с 2011 по 2018 год, он назвал одним из самых маленьких в Самарской области. Подозреваемая следственным комитетом компания «Нефтеперевалка», к примеру, поставляла на узел около 25–30 тыс. тонн в месяц, уточнил Трушев. При этом, напоминает DW, в «Дружбу» в апреле попали, по разным оценкам, до 5 млн тонн загрязненной нефти, что на несколько недель парализовало всю трубопроводную систему вплоть до Германии.
«Чтобы такой маленький узел испортил такое количество нефти – это надо, чтобы он очень долгое время каждый день отправлял загрязненную хлорорганикой нефть «Транснефти», а та намеренно и осознанно направляла ее в систему нефтепроводов», – говорит Трушев.
По словам Трушева, на пути «Дружбы» от Самарской области до Белоруссии находятся 24 нефтеперекачивающие станции, на каждой из которых должны брать пробы и проводить анализы. При этом концентрацию хлорорганических соединений должны проверять не реже, чем один раз в десять дней. Учитывая, что нефть течет в «Дружбе» по российской территории до западной границы от 7 до 10 суток, эти анализы, видимо, не были проведены, привел свои расчеты Трушев.
Он привел данные по конкретной крупной российской нефтедобывающей компании, которая, по его версии, применяет хлорорганику для увеличения добычи нефти на старых месторождениях. Как пишет DW, «Татнефть» в первые четыре месяца 2019 года стимулировала отдачу скважин химическими методами, увеличив нефтедобычу на 3%, что на фоне высоких цен на нефть обещает дополнительную выручку.
Но в связи с «грязной «Дружбой» предстоит решить, кто и в каком количестве оплатит убытки. «Огромная труба была загрязнена ядовитой нефтью. За неделю даже трубу, по которой прокачивается нефть, на 4–5 мм, как говорят специалисты, съедает», – заявил президент Белоруссии Александр Лукашенко. Белоруссия будет требовать от России возмещения ущерба, и хотя окончательных цифр нет, но уже понятно, что он составил сотни миллионов долларов, сказал президент. Ранее представители нефтяной отрасли страны говорили о 5 млн тонн зараженной нефти и общем ущербе в 2,6 млрд долл. Неназванные источники российского Минэнерго признавали для СМИ стоимость пораженного топлива в 1,6 млрд.
«Белорусская сторона сознательно преувеличивает масштаб возникших из-за загрязненной нефти проблем, считая, что это поможет выбить у России уступки по другим вопросам (налоговый маневр, газ, кредиты и пр.), – сказал «НГ» эксперт Финансового университета и Фонда национальной энергетической безопасности (ФНЭБ) Станислав Митрахович. По его мнению, реальный ущерб для белорусских НПЗ еще предстоит установить в ходе технического разбирательства. «Не факт, что там речь идет действительно о сотнях миллионов долларов, – считает Митрахович. – Что касается магистральной экспортной трубы, то, кроме слов Лукашенко, данных о ее повреждении из-за хлорорганики пока нет, российские специалисты ничего подобного пока даже близко не фиксировали и в целом не ожидают».
Эксперт утверждает, что как раз крупные, так называемые вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНКи), уже давно активно не используют хлорорганику для повышения нефтеотдачи пластов, а малые – используют. «Но все равно остается вопрос, почему малые компании могли столь резко увеличить объемы подачи загрязненной нефти в трубу «Транснефти», почему раньше мошенничество, как считает СКР, длившееся девять месяцев, не приводило к масштабным эксцессам? «Транснефть» сначала говорила об эффекте диверсии, а не о мошенничестве и жадности малых компаний. Тут остается предмет для расследования», – говорит Митрахович.
«Это очень странная история, просто не представляю, как такое могло случиться. «Транснефть» работает как часы, система контроля четко регламентирована, контроль качества сдаваемой независимыми добывающими компаниями нефти на предмет хлорорганики проводится три раза в месяц. Что касается независимых компаний, у них действительно просто нет такого объема добычи, чтобы они могли загрязнить 5 млн тонн, – сказала «НГ» зампред Совета потребителей услуг магистрального трубопроводного транспорта Елена Корзун.
комментарии(0)