Фото GettyImages
Как утверждает Telegram-канал «Незыгарь», Росимуществом подготовлена и направлена в Минэкономразвития для внесения в правительство директива об увольнении президента – председателя правления ПАО «Транснефть» Николая Токарева. Канал ссылается на источник в администрации главы государства и утверждает, что решение по Токареву может быть принято в течение недели. При этом якобы «кандидатура будущего босса башни «Эволюция» предварительно согласована – и ждёт окончательного одобрения президентом».
Так это или нет, неизвестно. Но известно, что вице-премьер Дмитрий Козак заявил, что правоохранительные органы занимаются выявлением виновных в загрязнении нефтепровода «Дружба» и нефтеперерабатывающих заводов. И они понесут ответственность как финансовую, так и личную. Многие тогда восприняли эти слова как прямой намек на главу «Транснефти» Николая Токарева. Пока же, нашли только, как говорится, крайних, объявив виновником загрязнения маленькую компанию «СамараТрансНефть-терминал». При этом официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин называл произошедшее диверсией.
Находящийся за границей один из фигурантов дела о «грязной нефти», разыскиваемый Следственным комитетом России (СКР) Роман Трушев (то есть тот самый «диверсант») уже вышел на связь с немецкой прессой. «Не понимаю, при чем здесь я. Испортить такое количество нефти способна только большая компания, – заявил Трушев немецкому государственному информационному агентству Deutsche Welle. – Чтобы такой маленький узел испортил такое количество нефти – это надо, чтобы он очень долгое время каждый день отправлял загрязненную хлорорганикой нефть «Транснефти», а та намеренно и осознанно направляла ее в систему нефтепроводов».
Еще более откровенен был Трушев в интервью «Коммерсанту»: «На приемо-сдаточном пункте проверяются вместе с представителями «Транснефти» параметры качества, плюс на всем участке нефтепровода до Белоруссии, по-моему, 24 поддерживающих насосных станции – там тоже должны брать анализы. То есть получается, «Транснефть» за все это время не брала ни одного анализа на хлорорганику? Они говорят, что проверяют один раз в десять дней на хлор, но остальные параметры (плотность, сера и так далее), скорее всего, каждый день. И при этом лаборанты не обратили внимание на едкий запах нефти, ведь хлор пахнет очень сильно...».
Впрочем, с самого начала возникли сомнения в том, что двадцатикратное превышение нормы по хлорорганике могло быть достигнуто путём случайного приёма в трубу некоей испорченной нефти от маленькой нефтяной компании. Узел учета, о котором идет речь, действует в рамках линейной производственно-диспетчерской станции (ЛПДС) «Лопатино». Сама она принадлежит куйбышевскому филиалу АО «Транснефть — Дружба».
Нефть с узла, по словам предпринимателя, «не попадает сразу в нефтепровод «Дружба», а проходит смешивание в емкостном парке «Транснефти» на ЛПДС «Лопатино». «На приемо-сдаточном пункте параметры качества проверяются вместе с представителями «Транснефти», — указал он. В связи с этим Трушев призвал следователей проверить и терминал «Транснефти — Дружбы».
По мнению экспертов, обвинения мелких перевальщиков нефти в глобальной диверсии, официально озвученные «Транснефтью», заведомо абсурдны. «Обнаруженные Токаревым «неустановленные» лица оказались его партнёрами, связанными с ним договорными отношениями (о чём уже известно следствию), - сообщают телеграмм-каналы. - А сложившаяся практика работы «Транснефти» позволяет предположить существование аналогичных «диверсантов» на большинстве частных терминалов, с которыми сотрудничает трубопроводная монополия».
Интервью Романа Трушева объясняет многое. Если сейчас «Транснефть» смогла определить, кто закачивал в промытый трубопровод нечистую нефть, то где же этот контроль был раньше?
«Может, на самом деле всё было гораздо проще? – пишет газета «Наша версия». – Не исключено, что некомпетентные сотрудники «Транснефти» сами залили в трубу дихлорэтан, которым чистят трубы и ёмкости для хранения нефти, а потом «что-то пошло не так» и руководству компании пришлось нести всю эту чушь о «сознательной диверсии» и начинать «расследование»? Выглядит всё это как в старом советском анекдоте про некого прокурора, который сказал: «главное в процессе расследования - не выйти на самого себя».
Ещё один важный вопрос – кто будет платить компенсацию пострадавшим на обратном конце трубы, а также российским компаниям, понесшим убытки? Напомним, что «Транснефть» попросила нефтяников сократить до 7 мая добычу нефти на 900 000 т. Об этом сообщили источники Reuters в отрасли. Возможное сокращение добычи агентство оценило в размере более 1 млн баррелей в день – около 10% от общего объема добычи нефти в России. Поскольку транзит через «Дружбу», а также через нефтеналивной терминал Усть-Луга был приостановлен, в России скопились излишки нефти – сокращение добычи было необходимо, чтобы разгрузить хранилища.
Некоторые эксперты отмечают, что история с «Дружбой» может стать для руководства «Транснефти» последней каплей. Недовольство копилось уже давно: можно вспомнить и астрономические суммы, затраченные на переезд в башню «Эволюция», и сомнительные бизнес-проекты трубопроводной монополии, и попытку протолкнуть закон о трубопроводах, который наделил бы «Транснефть» функциями ФАС, в том числе правом устанавливать тарифы, и принцип «качай или плати», по мнению участников рынка, ничем не отличающийся от практики рэкетиров. Можно вспомнить, наконец, и вопиющую ситуацию с Новороссийским портом, который «Транснефть» давно уже воспринимает как свое ленное владение. Доходы от порта, по словам большинства наблюдателей, оседают в карманах руководства госкорпорации, потому как крупнейшие подряды «Транснефть» отдаёт «своим» фирмам, и деньги уходят в кипрские офшоры.
комментарии(0)