Фото сайта jsecret.ru
В рамках предстоящего Петербургского международного экономического форума ожидается обсуждение ключевых вопросов развития отечественного здравоохранения, в числе которых и совершенствование системы обязательного медицинского страхования. Возможно, в связи с этим обострилась дискуссия о реформировании системы социального страхования в целом. В некоторых СМИ появились предложения бывших руководителей федеральных ведомств радикально изменить систему социального страхования.
При этом обращает на себя внимание тот факт, что данные предложения в свое время не были приняты Центром стратегических разработок и не вошли, как другие аналитические доклады ЦСР, в проект Стратегии социально-экономического развития России до 2024 года. Стратегия, как известно, была подготовлена в качестве политической платформы для действующего президента РФ, который не является сторонником необдуманных преобразований. Попытки поднять «волну» кардинальных институциональных трансформаций в сфере социального страхования выглядят как минимум как стремление подорвать основы социального государства, запустив механизмы бесконечных и бессмысленных реформ.
Удивление и тотальное недоумение вызывают предложения некоторых экспертов по созданию системы общефедерального персонифицированного учета или индивидуальных счетов. Подобные рекомендации не выдерживают никакой критики. В современных непростых условиях их реализация приведет к резкому снижению доступности медицинской помощи, а высокотехнологичную медицину сделает просто недоступной для абсолютного большинства застрахованных лиц.
Современная система социального страхования начала формироваться более 25 лет назад. В первую очередь изменения коснулись пенсионного обеспечения и медицинского обслуживания. 20 лет назад был принят закон «Об основах обязательного социального страхования», который закрепил механизмы реализации социальных гарантий граждан.
За прошедшие годы сложившаяся система социального страхования продемонстрировала свою эффективность и состоятельность. Тем не менее в последнее время вновь зазвучали популистские призывы объединить социальные фонды в мега-структуру, руководство которой станет распоряжаться заметно увеличившимся потоком финансов.
Эти предложения особенно странно слышать после того, как год назад президент РФ Владимир Путин на встрече с членами Совета законодателей при Федеральном собрании РФ закрыл тему, отметив, что систему ОМС можно совершенствовать, но не следует отменять. Если начинать ликвидировать страховые формы медицины, то, по словам президента, в здравоохранении наступит полный хаос.
Вице-премьер РФ Татьяна Голикова, выступая в начале мая на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам, подтвердила необходимость «серьезно усилить роль страховых медицинских организаций и медицинских представителей в работе с населением». По планам правительства, профосмотры и диспансеризация должны охватить около 62 млн граждан, что невозможно без активного участия страховых компаний.
Миллионы россиян на собственном примере оценили различие между бюджетным и страховым регулированием медицинского обслуживания. Как показали результаты опроса ВЦИОМа, проведенного в ноябре 2018 года, 82% россиян считают правильной систему, когда именно выдавшая полис ОМС страховая компания защищает права пациентов. При этом 73% граждан позитивно оценили институт страховых представителей, в обязанности которых входит информирование населения о возможностях системы ОМС, защита прав пациентов, решение спорных вопросов между медицинским учреждением и пациентом и т.п.
На примере обязательного медицинского страхования хорошо видно, что благодаря внедрению принципов страхования создается дополнительный механизм обеспечения социальных гарантий граждан. В частности, появляется независимый контроль со стороны страховых компаний за качеством и доступностью медицинской помощи, гражданам предоставляется возможность своевременно получать информацию и консультации по медицинским вопросам, защищать свои законные интересы на всех этапах получения медпомощи, вплоть до судебного разбирательства. Страхование расширило пациентам возможности выбора поликлиник и стационаров, обеспечило право получать медпомощь за пределами места постоянного проживания, значительно сократило межрегиональные различия в размерах государственного финансирования здравоохранения, а также дало ряд других преимуществ.
Проблемы системы ОМС, являющейся неотъемлемой частью отечественного здравоохранения, определяются тем, что регулирование строится на смешении рыночных и бюджетно-сметных принципов. Незавершенность перехода к полноценной страховой модели существенно осложняет реализацию социальных прав граждан и сдерживает рост экономической эффективности системы ОМС. В этой связи экспертное сообщество признает нецелесообразным возврат к бюджетному финансированию здравоохранения, а популистские попытки поставить под сомнение страховые принципы системы ОМС – подрывающими социальные гарантии.
Об этом, в частности, шла речь на состоявшемся в Общественной палате РФ круглом столе, который был посвящен анализу научного доклада, подготовленного коллективом Центра политики в сфере здравоохранения НИУ ВШЭ. Эксперты ОП РФ пришли к выводу, что попытки заместить принципы страхования административным управлением «в ручном режиме» дестабилизируют ситуацию и ведут социальную политику государства к провалу.
Национальный проект «Здравоохранение», призванный решить важнейшие задачи повышения качества жизни – снижение смертности населения в целом, рост продолжительности здоровой жизни и развитие медицинской инфраструктуры, – может быть эффективно реализован только на основе поступательного развития системы ОМС. Именно она обеспечивает население страны доступной и качественной медицинской помощью в рамках развития пациентоориентированной модели, формирование которой обеспечивает сотрудничество Министерства здравоохранения, Федерального фонда ОМС, страховщиков, врачебного и пациентского сообществ. Выступая на прошлогоднем Петербургском экономическом форуме, Вероника Скворцова, министр здравоохранения РФ, отметила: «Система должна быть пациентоцентричной. Мы создали в 2016 году аппарат страховых представителей, сейчас их уже 9 тыс. Это трехуровневая система, которая помогает каждому пациенту в реализации его прав». Сейчас полис медицинского страхования гарантирует гражданам страны в числе прочего проведение высокопрофессиональной экспертизы со стороны страховых представителей третьего уровня.
Реализация нацпроекта «Здравоохранение» предполагает расширение функционала и зон ответственности страховых медицинских организаций в области защиты прав пациентов, повышение качества и доступности медицинской помощи. Регулярная оценка эффективности и новых компетенций страховых медицинских организаций обеспечит их погружение в решение задач национального проекта, а значит, и устойчивое развитие системы социального страхования. Поэтому недальновидные предложения о ее реформировании могут привести к негативным социально-экономическим последствиям.
комментарии(0)