Заводы Ford в России сворачивают производство. Фото РИА Новости
На мировом авторынке продажи автомобилей снижаются самым быстрым темпом со времен кризиса 2008 года, отмечает Bloomberg. Среди причин спада называют не только торговые войны. Потребители могут вести себя на рынке более сдержанно из-за растущего предложения электрокаров, а также роста популярности «экономики шеринга» – вместо покупки собственного авто многие жители крупных городов предпочитают брать машину в короткую аренду.
Чтобы противостоять новым вызовам, крупнейшие автопроизводители объединяют усилия. В понедельник источник Reuters подтвердил, что идут активные переговоры о слиянии Fiat Chrysler и Renault. Потенциальная сделка позволит создать третий по величине автоконцерн в мире совокупной рыночной стоимостью в 33 млрд евро и общим объемом мировых продаж транспортных средств в 8,7 млн экземпляров.
Тем не менее после восьми лет последовательного роста по итогам 2018 года мировые продажи легковых и легких коммерческих автомобилей снизились на 0,4% и составили 94,9 млн штук, говорится в исследовании компании EY. По данным Bloomberg, размер средних за 12 месяцев продаж достиг пика в 2017 году, и с тех пор идет постоянное падение, которое в начале 2019 года приближается уже к отметке минус 5%.
Сокращение рынка в EY объясняют снижением продаж в Китае (в стране, на которую приходится почти 30% мировых продаж, они упали на 3%), замедлением темпов роста в Европе, падением спроса на Ближнем Востоке. Кроме того, оптимизма рынку не добавляют тарифные войны США и Китая (американские производители авто заявили, что увеличение пошлин привело к увеличению их затрат на 1 млрд долл. из-за удорожания запчастей).
Россия, казалось, идет «против шерсти», в прошлом году рост продаж на отечественном рынке составил свыше 12%, однако начало года расставило все по местам – рост за январь–апрель составил всего 1% (см. «НГ» от 13.05.19), а главной новостью стал уход с рынка Ford. Созданное в 2011 году совместное предприятие Ford Sollers отказывается от выпуска легковых автомобилей в России и закрывает автомобильные заводы в Набережных Челнах и Всеволожске, а также завод двигателей в особой экономической зоне «Алабуга».
«В случае с российским авторынком на сокращение продаж влияет снижение покупательской способности населения, а не спад продаж на мировом рынке», – сказал «НГ» гендиректор компании «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин.
Ведущий эксперт компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов считает, что объединение производителей – резонный шаг для противостояния падению продаж: «Это поможет оптимизировать их деятельность, уменьшить затраты на производство».
«В условиях стагнации рынка слияние – путь выживания для слабых игроков. Сильные компании выживают своими мощностями», – считает Петрунин.
Баранов напоминает, что нынешнее снижение продаж не является уникальным: «В истории мирового автопрома это не первое снижение продаж, такое бывало и раньше, и нынешнее не является новым и неожиданным для производителей», – говорит эксперт.
Стоит отметить, что еще никогда на рынок так не влияли новые, революционные технологии и меняющаяся парадигма потребления «автоуслуг». Верно отслужившие человечеству в течение более полутора столетий двигатели внутреннего сгорания и дизель вынуждены потесниться. По данным компании автомобильной бизнес-аналитики JATO, по итогам марта 2019 года продажи электрокаров в Европе впервые превысили отметку в 100 тыс. штук за месяц. С апреля 2018-го по апрель 2019 года доля электромобилей на европейском рынке выросла на 1,4 процентных пункта и составляет уже 6,9%. При этом в апреле объем реализации машин на дизеле сократился на 15% и составляет 32,5% от общего объема рынка, хотя в апреле 2018 года эта доля составляла 36%. Доля рынка авто с бензиновыми моторами сократилась с 59% до 56%.
Баранов согласен, что для преодоления спада продаж производители в первую очередь могут пойти на обновление, выпуск моделей с двигателями, которые наносят меньший вред окружающей среде. «При появлении новых материалов и технологий будет производиться и транспорт, способный передвигаться без участия человека или под его минимальным контролем, обладающий возможностью, например, самостоятельно парковаться в ограниченном пространстве или даже летать – их разработка и создание даст толчок развитию цивилизации», – говорит Баранов.
Однако как объяснить, что рост продаж электромобилей налицо, а общая динамика продаж, учитывающая все виды «движков», – в минусе? Во-первых, несмотря на очень резкое падение стоимости аккумуляторов (с 2010 по 2018 год средний литий-ионный аккумулятор упал в цене на 85%, с 1,2 тыс. долл. до 176 долл. за киловатт-час), электромобили все еще относительно дороги, в Европе рост обеспечивают наиболее богатые страны (Германия, Нидерланды), теплая Испания. Средний по размерам электромобиль Volkswagen, на который немецкий концерн начал собирать заказы в начале мая, обойдется покупателям в 40 тыс. евро, правда, в стоимость машины включено годовое пользование фирменными зарядными станциями.
Возможно, задумавшиеся о покупке нового авто приобретать загрязняющий окружающую среду двигатель уже не хотят. А к покупке революционной технологии еще не готовы либо материально, либо морально.
Не может не влиять на продажи автомобилей и стремительно развившаяся за последнее десятилетие экономика совместного потребления, когда люди все меньше стремятся обладать вещами, предпочитая арендовать их. В автомобильном бизнесе этот принцип реализуется в каршеринге, когда люди садятся за руль арендованного через приложение в смартфоне автомобиля и платят за его использование поминутно. А в последнее время появилась еще одна отрасль этой экономики – так называемый р2р-каршеринг, когда автомобиль берется в аренду не у компании, а у другого автомобилиста.
«Сегмент массовых лоукостеров – каршеринг, такси – повышает мобильность населения и делает поездки более доступными и дешевыми, что является несомненным плюсом для общества. Безусловно, они меняют структуру автобизнеса, но глобально не влияют на общее число продаж на мировом авторынке», – считает Петрунин.
Сооснователь каршеринга BelkaCar Екатерина Макарова рассказывала ранее, что один каршеринговый автомобиль заменяет в среднем от 8 до 15 личных авто.
комментарии(0)