0
2336
Газета Экономика Интернет-версия

31.05.2019 22:45:00

Имидж России как надежного поставщика отравили хлором

Тэги: энергетика, транснефть, нефтепровод, нефтепровод дружба


Впервые у США, которые пытаются перекрыть России выходы на европейские рынки, появился инструмент давления не только против экспорта российского газа, но и нефти, хотя ранее в этой области Россия считалась неуязвимой и имела репутацию надёжного и ответственного поставщика.

Об этом пишет в «Известиях» политолог, генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. По его словам, история с «грязной» нефтью в нефтепроводе «Дружба» чревата не только с прямым коммерческим ущербом, связанным с возмещением убытков, но и с нарастающим политическим ущербом.

Об этом говорят не только в России. Как пишет Financial Times, для Москвы «нефть всегда оставалась в рамках бизнеса – как серьезный экспортный товар, критический источник пополнения бюджета государства».

После ЧП на нефтепроводе «Дружба», которое, как считают на Западе, произошло по вине «Транснефти», различие между газом и нефтью начинает стираться. Как отметил Алексей Мухин в интервью «Коммерcант FM», «в западной прессе наперебой комментируют те проблемы, которые могут возникнуть у России не только в нефтяной, но и в газовой сфере».

По словам эксперта, окончательно очистить трубу «Транснефть» сможет только через 6-8 месяцев. Между тем, с 25 апреля Россия уже теряет по 80 млн долл. ежедневно. При этом потери не только финансовые, но и имиджевые, так как РФ теперь не считают надежным поставщиком.

Как полагает Мухин, «лучший способ разрешить эту ситуацию - просто четко определить, кто именно виновен в этой ситуации, почему она вообще произошла, и максимально добросовестно исключить повторения такой ситуации в будущем». И это, по словас эксперта, нужно принять как данность: «У нас вполне себе есть объяснение, вполне грамотное. И министр финансов Антон Силуанов ответил, что государство не должно платить за косяки вполне конкретной компании. Это - компания «Транснефть». Руководство этой компании было уведомлено о проблеме так называемой грязной нефти задолго до того, как все это произошло. Еще второго апреля было установлено, что нефть содержит повышенную хлорорганику».

Крупными нефтеперерабатывающими предприятиями, напоминает Мухин, «Транснефть» была уведомлена о проблеме грязной нефти задолго до того, как 19 апреля «Белнефтехим», оперирующий Мозырским НПЗ в Белоруссии, заявил о резком росте содержания хлорорганики в сырье. Ещё 2 апреля была остановлена нефть, идущая по низкосернистому трубопроводу на Волгоградский НПЗ. Следовательно, у «Транснефти» было время предотвратить катастрофу. Однако нефтетранспортная монополия, похоже, закрыла глаза на проблему, перенаправив заразную нефть в «Дружбу» через свою дочку «Транснефть-Приволга» - одну из крупнейших в Европе баз смешения нефти.

Руководство компании не могло не быть в курсе происходящего. Мало того, что «Транснефть» получала уведомления от российских НПЗ, как видно, её специалисты в ежедневном режиме были обязаны проверять базовые показатели качества нефти на каждом узле приема: плотность, содержание серы, содержание воды. Поэтому рассказы о «диверсантах» только ослабляют позиции «Транснефти». Лучше уж было бы признаться в собственной халатности.

Реакция на ситуацию президента страны была довольно жесткой - на встрече с главой «Транснефти» Николаем Токаревым 30 апреля Владимир Путин, похоже, возложил ответственность за случившееся на нефтетранспортную монополию, заявив, что «система не сработала», а «ущерб для нас и экономический, и материальный, да и имиджевый очень серьезный».

При этом, кстати, польские специалисты обнаружили, что в загрязненной нефти содержится хлороформ – вещество, которое в принципе не может содержаться в добычной нефти. Такие примеси свидетельствуют о том, что в трубу сливались непереработанные остатки нефтехимического производства и, судя по всему, подобные «диверсии» осуществлялись систематически.

«В 1930 году, - отмечает Мухин, - в СССР по так называемому «делу Промпартии» - первому из громких сталинских политических процессов -были осуждены по обвинению во вредительстве на транспорте и в промышленности руководители и инженеры из «старых спецов». Если бы история с заражённой нефтью случилась в том политическом контексте - это, безусловно, вылилось бы в подобное «дело Промпартии». Причём, откровения «Транснефти» о «сознательном вредительстве» были бы приняты на ура, причём с симметричными оргвыводами. В нашем идейно-политическом контексте сталинская версия выглядит не так убедительно. Жизнь подсказывает несколько иные мотивы. И дело здесь не только в разгильдяйстве».

«Болезненная реакция менеджеров «Транснефти» объясняется стремлением прикрыть теневую коммерческую деятельность, - отмечает директор «Инфо-ТЭК Терминал» Рустам Танкаев. – Стоит напомнить, что компания из года в год самостоятельно и не предъявляя никаких обоснований устанавливает размер норматива «усушки и утруски» при транспортировке нефти. Клиентов «Транснефти» не устраивает не только ничем не обоснованный норматив, но и сама практика изъятия из своей трубы в свою пользу остатков нефти и нефтепродуктов на совершенно непонятной правовой основе, удивительно смахивающей на хищения».

«Версия небезосновательная, - пишет газета «Аргументы Недели». - Так, правоохранительные органы в процессе расследования наткнулись на целый конгломерат теневых структур, занимавшихся хищением нефти и тесно связанных как с «Транснефтью», так и с местными самарскими ОПГ, которые активно вовлечены в оборот нефти».

Объёмы неопознанной нефти, которые, как считают участники рынка, легально или по «серым схемам» реализует «Транснефть», вызывают недоумение. «Всё это напоминает дело гастронома «Елисеевский», когда в начале 80-х годов директор гастронома Юрий Соколов был расстрелян по обвинению в реализации неучтённых продтоваров», - отмечает экономист Михаил Хазин. – В своей оправдательной речи Соколов отмечал, что существующие порядки делают неизбежными обвес и обсчет покупателей, усушку, утруску и пересортицу, списание по графе естественных убылей и «левую продажу», а также взятки».    

«Представляется, - пишет Мухин, - что оправдательная логика директора Елисеевского была бы убедительной в случае с «Транснефтью» - все-таки «Трансшайка» - это не «Промпартия». Как говорили в прежние времена: «Дурак - понятие не политическое - жить можно».


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Энергетический стресс-тест. Почему России может грозить дефицит мощности

Энергетический стресс-тест. Почему России может грозить дефицит мощности

Григорий Болкунов

0
3427
Константин Ремчуков:Китай ужесточает борьбу с коррупцией и наращивает профицит во внешней торговле

Константин Ремчуков:Китай ужесточает борьбу с коррупцией и наращивает профицит во внешней торговле

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 08.12.25

0
5200
Константин Ремчуков: Трамп попросил японского премьера воздержаться от эскалации ситуации вокруг Тайваня

Константин Ремчуков: Трамп попросил японского премьера воздержаться от эскалации ситуации вокруг Тайваня

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 01.12.25

0
5173
Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Смогут ли посланцы Трампа убедить Путина принять их план

Геополитическая реальность не позволяет рассчитывать на заметные уступки со стороны России. Без иллюзий. Но место чуду есть всегда…

0
14506