0
3479
Газета Экономика Интернет-версия

08.11.2019 12:25:00

Аэропортам нужна земля

Тэги: аэропорт, шереметьево, москва, пашковский, краснодар, развитие


аэропорт, шереметьево, москва, пашковский, краснодар, развитие Фото pixabay.com

Два крупных аэропорта России – Шереметьево (Москва) и Пашковский (Краснодар) находятся в самом разгаре процессов по выделению земель под развитие. Но если в Шереметьево выкуп земли осуществляет государство, то в Краснодаре эта миссия легла на инвестора – аэропорт. В обоих случаях воздушные гавани столкнулись с проблемами и завышенными ожиданиями и требованиями владельцев земли. «НГ» попыталась разобраться в конфликтах.

Требуются юристы

Международный аэропорт Шереметьево только начал процесс по организации выкупа земель. Компания в конце октября объявила конкурс на предоставление юридических услуг по сопровождению выкупа и расселения 121 земельного участка вблизи недавно построенной третьей взлетно-посадочной полосы (ВПП-3). Согласно материалам закупки, речь идет о землях на территории деревень Перепечино и Дубровки (Солнечногорский район Московской области). Подрядчик должен будет вести сопровождение сделок с собственниками о выкупе участков, мероприятий по сносу объектов недвижимости, соглашений о возмещении ущерба. Основная цель работ — «освобождение санитарно-защитной зоны аэропорта Шереметьево от жилой застройки».

Вопросы санитарно-защитных зон или приаэродромных территории (ПАД) стоит на повестке аэропортов, региональных властей и регуляторов уже давно. Еще в сентябре, по информации «Коммерсанта» (19.09.19), руководитель управления Роспотребнадзора по Московской области Ольга Микаилова попросила первого вице-губернатора Московской области Ильдара Габдрахманова «оказать содействие» по скорейшему переселению почти 500 жителей деревень Дубровки и Перепечино, которые располагаются в санитарно-защитной зоне (СЗЗ) аэропорта.

При этом аэропорт Шереметьево не потратится на расселение, а выгоды будет получать от коммерческой деятельности в полном объеме. Согласно позиции аэропорта, на расселение жителей и снос домов выделены бюджетные средства согласно постановлению правительства №1205 от 5 октября 2018 года. «Оператором субсидий назначено ФГУП АГА(А), которое должно снести здания и сооружения, благоустроить территорию и возместить убытки собственникам недвижимости, расположенной на попавших в СЗЗ участках», — разъяснили в Шереметьево «Коммерсанту».

Требуются деньги

В Краснодаре, наоборот, ситуация по земле в самом разгаре. Там уже вовсю идут судебные процессы по отдельным земельным участкам, которые выделены Росавиацией под строительство нового аэропортового комплекса с взлетными полосами, рулежными дорожками и терминалом размером в 70 тыс. кв. метров, а также прилегающими инфраструктурами объектами. На днях состоялось очередное заседание по одному из типичных дел, где пайщики пытались выторговать у аэропорта цену за свой участок, в 5-10 раз превышающую предложенную стоимость.

Ключевой проблемой для аэропорта Краснодар, который не тратит ни копейки бюджетных средств, а использует только собственные средства на строительство, является не сам факт изъятия земли, а стоимость отдельных участков. Всего под строительство аэропорта выделено государством почти 370 гектар сельскохозяйственной земли, на которой ЗАО «Плодовод» выращивает яблоки и продает в магазины и переработчикам Кубани.

Тут очень важно отметить экологический аспект. Цикл «взлет-посадка» в периметре аэропортовых комплексов включает два предельных режима двигателя - малый газ и взлетный режим. Первый из этих режимов дает основную часть эмиссии углеводородов и оксида углерода. Эмиссия оксидов азота максимальна на режимах взлета и набора высоты. Таким образом, уровень производимого авиадвигателями загрязнения в районе аэропорта достаточно высок. Еще один фактор, влияющий на окружающую среду - это сажа в форме мелкодисперсной пыли. Остается только догадываться, что и сколько оседало долгие годы на продукции местных садоводов и в каком виде это попадало на столы россиян.

Но ситуация меняется. Россия приняла Парижскую климатическую конвенцию 21 сентября 2019 года. В течение этого года выйдет «Закон о регулировании парниковых газов». А в правительстве идет обсуждение еще одного законопроекта об установлении приаэродромных территорий (ПАТ). Документ должен разрешить многолетний конфликт между аэропортами, девелоперами и властями регионов – где и когда можно строить, выплачивать компенсации или нет.

Требуется воля

По прогнозам «НГ», аэропорту Шереметьево еще придется столкнуться с недовольством сельчан по поводу оценки их земельных участков, как это уже происходит в Краснодаре. Если на юге небольшая группа пайщиков «Плодовода» весь свой гнев обратила на аэропорт и его владельцев, в числе которых и международные инвестор и крупнейший банк страны, то в Шереметьево это более 500 человек недовольных и под ударом уже само государство в лице ФГУП АГА, Росавиации и Минтранса. Масштаб проблемы в Москве и Подмосковье в разы больше чем на юге. В таких случаях денег и юристов уже может быть недостаточно, нужна политическая и административная воля принять разумное решение. А иначе государство обвинят в «рейдерстве» и ущемлении прав и жители деревень пойдут в суды.


Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Спортсмены добывают рекорды

Спортсмены добывают рекорды

Татьяна Астафьева

Триатлонисты "Роснефти" продемонстрировали свой уровень подготовки в "Крылатском"

0
585
Трудное детство на сцене

Трудное детство на сцене

Елизавета Авдошина

Новые спектакли для семейного просмотра вспоминают позднесоветскую эпоху

0
1088
Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Московскую систему здравоохранения усилили новый корпус больницы Иноземцева и медицинский техноцентр

Татьяна Астафьева

В столице активно модернизируют клиники и амбулатории

0
2126
Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Память академика Марчука увековечили на Воробьевых горах

Елена Крапчатова

Московские власти поддержали инициативу Российской академии наук об установке мемориальной доски на доме знаменитого ученого

0
2539

Другие новости