Врачам и пациентам нужна настоящая модернизация системы здравоохранения. Фото Reuters
Пандемия заставила чиновников делать прямо противоположное тому, чем они занимались во время «оптимизации» здравоохранения. Власти увеличивают койко-места, которые сократили. Вместо увольнения врачей чиновники стараются увеличивать штаты. Вместо сокращения финансирования правительство выделяет врачам дополнительное финансирование. Теперь, когда ежедневно заболевают тысячи и около больниц образуются пробки из скорых, даже чиновники задумались о необходимости модернизации системы здравоохранения.
Владимир Путин заявил, что распространение эпидемии продолжается, что пик заболеваемости в РФ еще впереди, а случаи заражения зафиксированы во всех 85 субъектах Федерации.
Он констатировал, что «сейчас работа идет по всем направлениям». «В том числе к концу этой, к началу следующей недели будет полностью развернут дополнительный фонд специализированных медицинских коек во всех регионах», – уточнил Путин. Он заверил, что «в такой подготовке учитываются все возможные сценарии развития событий».
В воскресенье было зафиксировано свыше 4 тыс. заболевших, впервые это ниже, чем в два предыдущих дня. Но накал борьбы не снижается. После ежедневных совещаний по поддержке отраслям и предприятиям теперь акцент сделан на медицину. Распоряжение о передаче регионам коечного фонда для оказания помощи больным коронавирусом премьер-министр Михаил Мишустин подписал в пятницу. Речь идет о 60 больницах, в которых будет дополнительно развернуто 45 тыс. мест.
Насколько адекватна эта помощь, еще предстоит выяснить на совещании с главами регионов, которое анонсировано на ближайшие дни. Как оказалось, выделявшиеся раньше на борьбу с вирусом деньги регионы просто не могут освоить. В правительстве констатируют, что выделяемая помощь регионам кое-где осваивается всего на 10%.
О том, что не во всех регионах достаточно средств для борьбы с коронавирусом, констатировали и в Кремле. В ряде российских регионов пока не сформированы достаточные запасы необходимого для борьбы с коронавирусом медицинского оборудования, коечного фонда и индивидуальных средств защиты, признал пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Российское здравоохранение, вернее, проводившиеся в нем в последние годы реформы проходят жесточайший тест коронавирусом. О том, что реформы были неудачны, говорили даже их авторы. Непродуманная оптимизация, которая была проведена в значительном количестве регионов страны, нанесла ущерб и в здравоохранении, и в образовании, говорила в ноябре 2018 года вице-премьер Татьяна Голикова.
О модернизации задумался и министр здравоохранения Михаил Мурашко. «Ситуация с пандемией позволяет нам сегодня подумать о модернизации системы здравоохранения, в том числе и для противодействия подобным вызовам», – сказал Мурашко в воскресенье на встрече министров здравоохранения стран G20.
Думать надо, конечно, быстро, так как текущая ситуация становится уже почти анекдотичной, если бы только она не была связана со смертями. Несмотря на заявления чиновников о производстве миллионов медицинских масок в день, их все равно не хватает врачам и нет в аптеках. А в понедельник российский сенатор Алексей Пушков в своем микроблоге в Twitter возмутился сообщениям о том, что замминистра здравоохранения Краснодарского края Валентина Игнатенко отчитала врачей за то, что они сами не шьют себе бахилы. «А кто людей лечить будет?» – здраво вопросил политик.
Что касается коек, то ранее Минздрав отчитывался о том, что в стране уже развернуто 78 тыс. инфекционных коек и подготовлено более 47 тыс. аппаратов искусственной вентиляции легких. С одной стороны, этого пока хватает чисто математически: на 20 апреля число заразившихся было как раз 47,1 тыс. Но многое будет зависеть от ближайших дней. В среднем Россия по-прежнему неплохо выглядит статистически: в России на 100 тыс. населения 818 больничных коек. Однако нас по этому показателю превосходят не только крошечное Монако (свыше 2 тыс.), Германия (826), но и соседняя Белоруссия (свыше 1 тыс.).
О том, что оптимизация здравоохранения в стране шла без учета форс-мажоров, к каким можно отнести коронавирус, свиной грипп и другие эпидемии, в конце марта говорил на форуме «Следующие 20 лет» главный экономист ВЭБ.РФ Андрей Клепач. По его словам, в ходе «реформы» сокращалось все то, что сейчас так нужно: врачи, в том числе инфекционисты, средний и младший медперсонал, медсестры, койки в больницах. В общей сложности было сокращено около 700 тыс. человек – до 1,3 млн сотрудников. Врачей-инфекционистов по сравнению с началом медицинской реформы в 2010 году стало на 10% меньше, эпидемиологов – почти в полтора раза. Проявилась и невысокая обеспеченность собственными лекарствами.
Генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей Виктор Дмитриев считает, что современное здравоохранение нуждается не в модернизации, а в коренной реформе. «Реформы у нас ведутся уже с 90-х годов, но они либо не доводились до конца, либо результаты их были отрицательными. Медицину превратили в сферу услуг, потеряв по пути русскую школу земства, потеряв советскую систему здравоохранения, которую ВОЗ приводила в пример всему миру. Сейчас в ситуации с коронавирусом нам во многом помогает, что «оптимизаторам» не удалось до конца развалить советскую санитарно-эпидемиологическую систему, а я прекрасно помню предложения закрыть профильные санитарно-гигиенические, а потом и медико-профилактические факультеты», – сказал «НГ» Дмитриев. «Оптимизаторы» медицины еще несколько месяцев назад с довольным видом докладывали, как они сократили количество коек и медперсонала. Теперь они с тем же энтузиазмом докладывают о своих героических усилиях по поддержке врачей и наращивании мест в больницах.
Пересмотр всей системы здравоохранения абсолютно необходим, необходимо пересмотреть приоритеты финансирования. Начать я бы посоветовал с образования: во-первых, у талантливой молодежи мало стимулов учиться много лет, а затем получать зарплату на уровне 7–10 тыс. руб., во-вторых, надо уходить от сложившейся практики, когда студентов натаскивают получать баллы и разбираться в таблицах анализов, но при они не могут простым фонендоскопом прослушать хрипы в легких больного», – говорит эксперт.
комментарии(1)
0
Игорь 20:20 20.04.2020
Зарплат 7-10 т сейчас у врачей нет. А статья написана явно под эмоциями, никакого отношения к реалиям не имеет, одни разглагольствования.