Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев ждет больших урожаев и высоких экспортных цен. Фото РИА Новости
Самая успешная в пандемию аграрная отрасль отказывается от действующих планов удвоения экспорта к 2024 году. И переносит эту цель на 2030 год, хотя текущие темпы роста аграрного экспорта превышают 10%. Чем вызвано такое решение: аппаратной игрой вокруг плановых показателей или переосмыслением старого курса на максимальный вывоз продовольствия из страны? Одни эксперты «НГ» считают, что у России вполне хватает ресурсов и технологий, чтобы не отодвигать цель, другие замечают, что на фоне неопределенностей, вызванных пандемией, заниматься переформатированием планов вообще бессмысленно.
Министерство сельского хозяйства представило новый паспорт федерального проекта «Экспорт продукции АПК», в соответствии с которым ориентир в 45 млрд долл. перенесен на 2030 год вместо планировавшегося раньше рубежа 2024 года.
В 2017 году в России был собран рекордный урожай зерна, и в том же году, когда правительство Дмитрия Медведева начало готовить наброски будущих национальных целей, аграрии взяли на себя обязательство в течение следующего президентского срока (до 2024 года) вдвое увеличить объем экспорта (напомним, в 2017 году экспорт составлял 20,7 млрд долл.).
На фоне хронического неисполнения планов большинством отраслей и регионов при прежнем правительстве и усугубления ситуации из-за эпидемии коронавируса в июле президент Владимир Путин издал указ о переформатировании национальных целей развития, чтобы с ними смогло справиться новое правительство во главе с Михаилом Мишустиным.
При этом у аграриев дела как раз идут неплохо. Глава Минсельхоза Дмитрий Патрушев рассказывал, что в этом агросезоне Россия соберет второй в истории урожай зерна (125 млн т), рекорды ждут по отдельным культурам. В 2019 году РФ экспортировала продукции АПК на 25,6 млрд долл., а за 10 месяцев 2020 года экспорт составил 23,1 млрд, что на 14% больше, чем за аналогичный период прошлого года. В этом году, согласно федеральному проекту «Экспорт продукции АПК», поставки за рубеж предусмотрены на уровне 25 млрд, но, как сообщила вице-премьер РФ Виктория Абрамченко, агроэкспорт может составить не менее 27 млрд.
Однако успехи агропрома на международных направлениях нервируют население, так как цены на продукты на отечественных полках вырвались, похоже, из-под контроля. Крупа и бобовые подорожали за последние 12 месяцев более чем на 22%, макаронные изделия – более чем на 9%. Подсолнечное масло стало дороже почти на 15%. За последний год сахар-песок подорожал в среднем по стране почти на 40% (см. «НГ» от 08.11.20).
Трудно не увязывать происходящее с продуктовой инфляцией в стране и информацию о наращивании экспортного потенциала российских аграриев. Как заявила Абрамченко, на конец октября наибольший прирост экспорта к 2019 году показал экспорт того же сахара и говядины – плюс 190%.
С начала года российский экспорт продукции АПК в Китай вырос на 24%. За 10 месяцев в КНР отгружено продовольственных товаров на 3,2 млрд долл., и теперь на долю Поднебесной приходится 14% от общего объема всех поставок отечественного АПК за рубеж. Прирост обеспечило наращивание экспорта продукции масложировой и мясной отраслей. Китай стал лидером среди импортеров российского подсолнечного масла, поставки которого увеличились в 2,2 раза –до 447 млн долл.
Отечественное растительное масло поставляется на экспорт все в больших объемах. Фото РИА Новости |
«Наши расчеты показали, что Россия вполне может справиться с первоначальными планами и достичь объемов экспорта в размере 45 млрд долл. в год к 2024 году», – сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра агропродовольственной политики Института прикладных экономических исследований (ИПЭИ) РАНХиГС Денис Терновский. По традиционным экспортным позициям, таким как зерно и масложировая продукция (проще говоря, растительное масло), возможен заметный рост экспорта, а увеличение производства мяса и молока в первую очередь пойдет на импортозамещение. «Все возможности для этого есть: у нас много свободной земли, есть технологии и трудовые ресурсы. При этом, на наш взгляд, увеличение производства позволит нарастить экспорт и не приведет к сокращению внутреннего потребления, а увеличение предложения на отечественном рынке позволит снижать цены», – говорит эксперт.
Перенос ориентира на 2030 год эксперт не связывает с возможными надеждами экспортеров на рост мировых цен на продовольствие в более отдаленной перспективе. «Не думаю, что этот фактор заметно влияет. Дело в том, что, например, хранение зерна в течение года обходится в 10% от стоимости, а колебания цены могут происходить как вверх, так и вниз. Сейчас из-за пандемии цены могут быть высокими, но продать товары – сложно. Конъюнктурные факторы, безусловно, учитываются продавцами, но на горизонте порядка полугода, не более», – сказал Терновский.
Значительный рост экспорта в этом году эксперт связывает с очень хорошим урожаем на зерно, который близок к рекорду 2017 года, насыщением внутреннего рынка мясом птицы и свининой, кроме того, низкий курс рубля делает продукцию из России более привлекательной по цене.
Директор Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики Георгий Остапкович считает, что перенос сроков сделан для перестраховки. «Сейчас на фоне пандемии невозможно сделать точные расчеты по динамике экспорта. Все предыдущие эпидемии – лихорадка Эбола, свиного, птичьего гриппа – также сопровождались на мировых рынках резким ростом стоимости агропродукции, но затем санитарная ситуация успокаивалась, корректировались вниз и цены. На мой взгляд, даже в такой относительно стабильной отрасли, как сельское хозяйство, на фоне нынешней пандемии возможна серьезная разбалансировка спроса и предложения, рисовать планы до тех пор, пока санитарная обстановка не успокоится, бессмысленно», – сказал он «НГ».
«Дефицит продовольствия в мире и соответствующий рост цен на эту продукцию должны оказывать стимулирующее воздействие на наращивание экспорта продукции АПК, – сказал «НГ» профессор Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Ибрагим Рамазанов. – Девальвация валют развивающихся стран будет оказывать сдерживающее воздействие на экспорт продукции АПК, но не настолько сильное, чтобы стать причиной откладывания ранее намеченных программой развития российского экспорта продукции АПК на шесть лет».
Эксперт считает, что сейчас в России отсутствует явная проблема с удовлетворением основных потребностей в продовольствии. «Пожалуй, только потребление мяса (в первую очередь говядины и баранины) и некоторых продуктов их переработки могло бы вырасти в результате роста платежеспособности население, если таковое произойдет. В отличие от непродовольственных товаров и услуг потребление продуктов питания ограничивается физиологическими нормами потребления, а спрос на основные виды продовольствия является менее эластичным: рост доходов населения может повлиять только на потребление деликатесов, которые составляют небольшую долю в потреблении», – говорит Рамазанов.
По словам эксперта, прежние успехи в экспорте продукции АПК в основном достигались за счет экспорта зерновых, производство которых носило избирательный характер при вовлечении пахотных земель в оборот. «Дальнейшее расширение посевных площадей возможно за счет вовлечения в оборот территорий с рискованным земледелием, а это требует больше инвестиций чем прежде. Кроме того, обостряется конкуренция на мировом рынке зерна. То есть экспортный потенциал российского зерна постепенно подходит к своему пределу», – считает он.
комментарии(0)