0
3770
Газета Экономика Интернет-версия

03.03.2021 20:37:00

Мишустин увидел на Алтае новые проблемы внутреннего туризма

Бюджетные доплаты пока не привлекли россиян к путешествиям по стране

Тэги: нацпроект, внутренний туризм, бюджетные доплаты, инфраструктура, мишустин, алтай

Online-версия

нацпроект, внутренний туризм, бюджетные доплаты, инфраструктура, мишустин, алтай Российские власти намерены заняться развитием инфраструктуры для внутреннего туризма. Фото со страницы курорта Белокуриха в социальной сети.

Менее чем через месяц правительство должно определиться с параметрами нового нацпроекта по развитию внутреннего туризма, но, как оказалось в ходе поездки главы кабинета на Алтай, проблем у сектора еще много: местные власти не могут освоить выделяемые деньги, доступ к объектам перекрывают пограничники и т.п. Не очень активные инвестиции бизнесменов в турпроекты могут быть связаны с опасениями, что после открытия границ россияне устремятся на зарубежные маршруты.

К началу апреля правительство рассмотрит основные параметры туристического нацпроекта, сообщил в среду премьер-министр Михаил Мишустин, который свое 55-летие отметил в поездке по двум из 10 депрессивных регионов – Республике Алтай и Алтайскому краю (см. «НГ» от 02.03.21).

Глава правительства отметил огромный туристический потенциал некогда единого региона, где расположены такие известные для отечественных путешественников места, как Белокуриха, Телецкое озеро. Ему презентовали проект горнолыжного курорта с 12 трассами протяженностью около 20 км с перепадом высот до 440 м.

Инвестиции, как ожидается, составят 2,4 млрд руб. В этом месте несколько лет назад уже объявлялся инвестор с предложением вложить 1,1 млрд руб. в туринфраструктуру, но по каким-то причинам проект не был реализован.

Название курорта Манжерок, вспомнил премьер, в стране знают по песне. Единственное, что не понравилось премьеру, это настроение инвесторов. Почему вы не улыбаетесь? – поинтересовался Мишустин и отметил, что люди, занимающиеся туризмом, должны больше улыбаться. Однако у самого у него, кроме дня рождения, поводов для улыбок было немного, судя по количеству проблем, которые он обнаружил в туризме.

В частности, он заявил, что необходимо пройти «между Сциллой и Харибдой» при решении вопроса о возможности размещения гостиниц в частных домах, чтобы не сильно обременять людей, но при этом потребовать легальности. Этот вопрос поднял один из участников встречи. Мишустин пообещал дать поручения Роспотребнадзору, Ростуризму, а также попросил подключиться к этому процессу главу Минэкономразвития Максима Решетникова.

А Министерству иностранных дел Мишустин намерен поручить проработать с коллегами из Казахстана вопрос доступа туристов в район горы Белухи, находящейся на границе с Казахстаном. Белуха – одно из самых популярных мест среди туристов региона, это сложнейший маршрут восхождения для альпинистов. По словам министра природных ресурсов, экологии и туризма Республики Алтай Екатерины Поваровой, отсутствие механизма законного пересечения границы высокогорной части Белухи препятствует развитию туризма в этой зоне. И эта проблема отнюдь не уникальна: в Мурманской области попасть на знаменитый горнолыжный курорт Хибины можно тоже по пограничным пропускам.

Но проблемы внутреннего туризма не ограничиваются организационными вопросами. Как оказалось чиновники в регионах элементарно не могут даже освоить деньги, которые им выделяют на создание или обновление инфраструктуры привлекательных для туристов мест. Мишустин в среду пообещал повторно выделить средства на очистные сооружения у Телецкого озера. Еще два года назад по поручению президента на сохранение уникального озера было выделено 250 млрд руб. из Резервного фонда, которые не были реализованы «из-за сложности работ и проблем, связанных с поиском подрядчиков, а потому средства были возвращены обратно в Резервный фонд», объяснил глава Республики Алтай Олег Хорохордин.

О готовности основных параметров национального проекта «Туризм и индустрия гостеприимства» глава Ростуризма Зарина Догузова рассказывала в ноябре прошлого года. Курирующий тему вице-премьер Дмитрий Чернышенко сообщал, что задача нацпроекта – увеличение числа турпоездок по стране до 140 млн и числа работающих в отрасли – до 5 млн. Уже в ноябре Догузова говорила, что «основная работа по проекту проведена, осталась формальная часть».

Однако, судя по результатам поездки главы кабинета на Алтай, не все проблемы оказались охваченными. Эксперты обращают также внимание, что в результате применения «регуляторной гильотины» вне регулирования оказались вопросы, напрямую связанные с туризмом. Это, например, относится к стандартам системы «все включено», которые в среду пообещал разработать Ростуризм.

«Национальный проект по развитию внутреннего туризма, судя по выявляемым проблемам, нуждается в доработке», – сказала «НГ» партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова.

Профессор Института отраслевого менеджмента РАНХиГС, эксперт по туризму Галина Дехтярь считает, что усилия по развитию внутреннего туризма не должны пропасть. «Максимальный экономический эффект дает, конечно, въездной туризм. Сегодня, пока границы для въезда гостей закрыты, идет подготовка к организации этого потока, – говорит она. – После их открытия и разрешения на въезд в различные страны россиян, многие финансово обеспеченные граждане вернутся на излюбленные зарубежные курорты. Но в туробмен, как мы считаем, в РФ должны начинать возвращаться иностранные туристы. Именно поэтому для облегчения въезда для них вводится электронная виза и расширяется количество пунктов пропуска через границу».

Стандарт системы all inclusive будет разработан для них и для российских туристов, говорит эксперт. «Кстати, такой норматив был, но он отменен в 2019 году в рамках «регуляторной гильотины». В новом стандарте, на мой взгляд, должен быть сделан акцент на включении в меню в первую очередь продуктов и напитков российского производства, для стимулирования продаж российских вин, например», – говорит Дехтярь.

По словам эксперта, проблем у внутреннего туризма еще очень много. «Система классификации гостиниц заработала как обязательное условие их деятельности не так давно, но она относится к средствам размещения, находящимся в так называемом нежилом фонде, к коллективным средствам размещения. В системе отсутствуют требования к размещению туристов в индивидуальных частных средствах размещения, во всевозможных шале, фармхаузах, бунгало и других видах жилого фонда. Большое количество квартир, домов сдается, в том числе туристам, через системы регистрации в Интернете, – говорит Дехтярь. – К проблемам можно отнести пока слабое развитие придорожной инфраструктуры. Дорог строится много, а заправочных комплексов, кафе, мотелей, кемпингов, станций автосервиса вдоль них не хватает. При этом автотуризм в стране является одним из наиболее популярных видов в силу относительной доступности для населения».

Даже само понятие «турпоток» до сих пор четко не квалифицируется, говорит Дехтярь. «Росстат давно просили определиться с методикой отделения туристов от других приезжающих в страну. Турист – это человек, который приехал в новое место с любыми целями кроме зарабатывания денег, это человек, который приехал тратить деньги. А у нас до сих пор в турпоток включают тех, кто приезжает на заработки, мигрантов. В идеале нужно выделять и тех, кто приезжает на лечение, для получения образования и так далее».

«Если нет четких подходов к определению туристского потока в регионы, то невозможно определить сумму денежных потоков, генерируемых туризмом, что напрямую влияет на привлечение финансирования – государственного или частного – в реализацию проектов в рамках нацпроекта», – отмечает Смирнова.

В то же время, по словам эксперта, некоторые регионы – Москва, Московская область, республика Башкортостан – делали развернутые исследования, которые позволили уточнить объемы турпотока в регион путем применения опросов и данных сотовых операторов. 

Конечно, есть и другие проблемы, которые на данный момент не затрагивались, продолжает Смирнова: «Например, отсутствие круизных судов и их производства в стране, сложности по заходу в российские порты для зарубежных круизных судов (пограничные формальности и слабая инфраструктура), хотя многие регионы и могли бы получить турпоток именно благодаря развитию круизов – морских или речных (практически весь Дальний Восток, Мурманская область). Это проблема многих регионов, как имеющих береговую линию, так и имеющих крупную реку, особенно, участвующих в трансграничных обменах».



Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи.

Вам необходимо Войти или Зарегистрироваться

комментарии(0)


Вы можете оставить комментарии.


Комментарии отключены - материал старше 3 дней

Читайте также


Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Новые нацпроекты удивят своей стоимостью

Анастасия Башкатова

От продолжительной жизни до экономики данных – окончательный список стратегических целей пока не готов

0
2625
Программа реновации ускорится для 80 тысяч москвичей

Программа реновации ускорится для 80 тысяч москвичей

Татьяна Астафьева

Столичные строители уже применяют механизмы искусственного интеллекта для анализа документации

0
2302
Телеграм-каналы уже поменяли все правительство

Телеграм-каналы уже поменяли все правительство

Сергей Никаноров

Как ультрапатриоты в унисон с иноагентами попытались атаковать власть накануне кадровых решений Президента

0
11367
Небо Украины прикроет зенитно-ракетный секонд-хенд

Небо Украины прикроет зенитно-ракетный секонд-хенд

Владимир Мухин

Проблемы в системе ПВО вынуждают Киев использовать старые американские комплексы Hawk

0
7989

Другие новости