0
4761
Газета Экономика Интернет-версия

30.08.2022 20:14:00

Дикая информатизация обошлась стране в 300 миллиардов рублей

Цифровизацию России могут начать чуть ли не "с нуля"

Тэги: гис, госдума, цифровизация, технологии, информатизация, власть, госуправление


гис, госдума, цифровизация, технологии, информатизация, власть, госуправление Чиновники могут скрывать свои услуги от населения в «зоопарке» электронных систем. Фото с сайта www.council.gov.ru

Ведомственный и узкорегиональный подход к цифровизации госуправления привел к печальным результатам. Министерства насоздавали в стране более тысячи «информационных систем», которые не согласуются между собой и требуют преределки, сообщила во вторник Счетная палата. Неработоспособность, а также неопределенность госинформсистем (ГИС) создают большие проблемы и неудобства для граждан. Да и сами чиновники часто жалуются на неработоспособность государственных информационных систем.

В начале июля Совет Госдумы подтвердил требование к министрам отчитываться о ходе импортозамещения в своих сферах. Больше всего вопросов к Минцифры, говорил спикер ГД Вячеслав Володин. Счетная палата (СП) во вторник обратила внимание правительства на то, что в ходе многолетней децентрализованной информатизации накопилась разобщенность всей совокупности государственных информационных систем (ГИС). Такая лоскутность усложняет интеграцию систем между собой и не позволяет оптимизировать затраты на них, пишет аудитор Счетной палаты Данил Шилков.

Проверив 67 федеральных органов госвласти и органов управления государственными внебюджетными фондами, в ведении которых находится 1,1 тыс. информсистем, СП установила, что совокупные затраты на федеральные ГИС с момента их создания уже превысили 296 млрд руб. Теперь необходимо сводить ресурсы к единому знаменателю, и на это опять нужны огромные деньги из бюджета.

В среднем на одно федеральное ведомство сейчас приходится девять ГИС и восемь других информсистем, подсчитали аудиторы. На лидеров по количеству – Росстат, Роспатент, само Минцифры, Росреестр, Минздрав, Минэкономразвития – приходится от 30 до 37 систем.

Всего в России создано несколько тысяч ГИС, учет которых, однако, толком не налажен. По результатам инвентаризации, проведенной Минцифры в прошлом году, существуют около 900 федеральных и почти 3,4 тыс. региональных ГИС. СП проводила анализ по своей методике, у нее оказалось 630 федеральных ГИС.

Директор департамента Счетной палаты Юрий Урсу пояснил специализированному изданию D-Russia, что разногласия связаны с различной методикой. Одна и та же ГИС учитывалась при инвентаризации несколько раз, СП их объединила, СП не учитывала как ГИС типовое прикладное программное обеспечение. В отличие от Минцифры СП не рассматривала как ГИС сайты учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти. И наоборот, учитывала в качестве ГИС официальные сайты ведомств, которые сами, на всякий случай, не признают их в качестве официальных ГИС.

Такую двойственную позицию им позволяет занимать и противоречивость в законодательстве, которое, с одной стороны, определяет основания и цели создания ГИС, но не описывает конкретные нормы, которые позволяли бы отделять обычные системы от ГИС. А ведь для этих последних установлены отдельные требования по безопасности информации. В результате, как выяснили аудиторы, часть систем по факту являются ГИС, но так как они не признаны таковыми де-юре, безопасность там не соответствует необходимому уровню.

Анализ существующих реестров информресурсов показал, что в них содержатся взаимно противоречивые и неполные данные, отметили аудиторы. «Невозможно достоверно оценить степень и качество цифровизации процессов и задач государственного управления», – пояснил Шилков. Контрольное ведомство рекомендовало правительству создать такой единый госинформресурс, где будут собраны полные и достоверные данные о функциях, услугах и полномочиях всех органов исполнительной власти.

Также аудиторы предложили оптимизировать количество информационных систем, заменяя их платформенными решениями, избавиться от дублирования их функциональности и расходов на них. «Правительство уже ведет эту работу в формате эксперимента. Но мы призываем сделать это системно, проведя инвентаризацию всех ГИС на предмет актуальности применяемого в них программного и аппаратного обеспечения, соответствия требованиям безопасности информации, потенциала их масштабирования и развития», – сказал Шилков.

Контрольное ведомство рекомендовало правительству обеспечить описание составов и структур ГИС в едином формате и предоставить госорганам доступ к результатам такой работы. Это повысит доступность государственных данных при проведении аналитики и принятии управленческих решений.

«Подход, при котором для отдельных процессов или для решения отдельных задач создаются обособленные автоматизированные системы, принято называть лоскутной автоматизацией, – сообщили «НГ» в пресс-службе Счетной палаты. – Исторически такой подход был обусловлен последовательным появлением тех или иных технологий и продуктов, а также ограниченными ресурсными возможностями организаций по их внедрению в свою деятельность. При этом точечный подход позволял относительно быстро внедрять такие системы в работу. Начало децентрализованной модели автоматизации государственных органов было заложено в 1950–1960 годах».

Получается, что лоскутность ГИС обусловлена «родовой травмой», которой насчитывается несколько десятков лет. Но однородность этого ландшафта не сильно изменилась и на фоне национального проекта «Цифровизация», который реализуется уже несколько лет.

«Автоматизация госсектора развивалась стихийно. Она активно началась в 2011 году в рамках программы «Информационное общество». Все эти годы ИТ-решения внедрялись постепенно по мере появления поручений и потребностей в цифровизации того или иного сегмента деятельности госоргана. Это привело к «зоопарку решений», который мы и наблюдаем сейчас», – сказала «НГ» руководитель департамента цифровых решений агентства «Полилог» Людмила Богатырева.

Возлагать вину за это только на госорганы неправильно, считает Богатырева. «В большинстве случаев они автоматизировали деятельность не по собственной прихоти, а в соответствии с поручениями регуляторов. Сложность в том, что грамотная автоматизация предполагает не только техническую реализацию, но и методологическое, организационное и нормативно-правовое обеспечение. За эти составляющие отвечали разные регуляторы, которые не смогли выработать единые походы к порядку и архитектуре автоматизации. Поэтому мы имеем то, что имеем», - говорит она.

«На цифровизацию госсектора путем проб и ошибок было потрачено колоссальное количество средств, продолжает эксперт. - Все это - средства налогоплательщиков. Нужен адекватный подход регулятора, чтобы запустить процесс вывода неэффективных систем из эксплуатации. Сейчас госорганы боятся это делать, так как это может повлечь обвинение в нецелевом расходовании средств».

«Что касается финансирования цифровизации, думаю, что выводы Счетной палаты не приведут к полномасштабному пересмотру бюджета», - рассуждает Богатырева.

У 85% из созданных в России ГИС – идентичный функционал. То есть более 850 таких систем содержат дублирующие функции, отмечал ранее замдиректора департамента Минцифры Юрий Зарубин. Основной проблемой ГИС остается невозможность их переиспользования другими госзаказчиками, считает вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Он заявлял, что общие затраты на владение федеральными и региональными информсистемами составляют примерно 460 млрд руб. При этом бюджет, предусмотренный на ведомственные программы цифровой трансформации, составлял 170 млрд руб. на три года, еще 118 млрд руб – дополнительный запрос ведомств на программы развития. По словам Чернышенко, единая цифровая платформа «ГосТех» даст возможность переиспользования технологических и прикладных сервисов и быстрого вывода их на рынок.

В начале августа источник сообщил «Интерфаксу», что Минцифры рассчитывает запустить единую цифровую платформу (ЕЦП) «ГосТех» в январе 2023 года. По словам источника, концепция доработана с учетом замечаний и предложений различных министерств и ведомств и сейчас направлена на согласование в заинтересованные госорганы.

«ГосТех» задумывается, как единая инфраструктура и среда для разработки различных ГИС. При этом предполагается, что создание этой платформы позволит решить ряд проблем, связанных с созданием и эксплуатацией госинформсистем. В Минцифры на вопрос «НГ», как будут решаться проблемы ГИС, ответили, что в 2022 году результаты инвентаризации ИТ-ресурсов, созданных или приобретенных для использования в госорганах, подведомственных им учреждениях, органов управления государственными внебюджетными фондами, проанализировали дополнительно. Каковы результаты допанализа – не известно.

«На постоянной основе ведется работа по выявлению и мониторингу устранения несоответствий учета информсистем, а также разрабатываются изменения в нормативно-правовые акты, усиливающие дополнительный контроль за соблюдением требований в отношении информсистем с регулярными ежемесячными докладами в правительство», – ответили в пресс-службе ведомства.



Читайте также


Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков. Госдеп США на своем сайте стал использовать термин «Компартия Китая» вместо «Китайская Народная Республика»

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 03.03.25

0
855
Из участников СВО сформировали кадровую волну

Из участников СВО сформировали кадровую волну

Иван Родин

Переход к новой элите регионы используют для бюрократических и политических интриг

0
1909
Системные силы Госдумы объединяются вокруг детской темы

Системные силы Госдумы объединяются вокруг детской темы

Иван Родин

В консенсус по законопроекту о маткапитале не позвали "Единую Россию"

0
2304
Президент продолжает утверждать действующих губернаторов...

Президент продолжает утверждать действующих губернаторов...

Иван Родин

Госдума одобрила текущую муниципальную реформу

0
2971

Другие новости