0
11180
Газета Экономика Интернет-версия

09.03.2023 20:55:00

Началось расставание России с нефтегазовыми доходами

Потерю сырьевой ренты придется компенсировать повышением НДС

Тэги: казна, сырьевые доходы, нефтегазовые доходы, экспорт, цены, налоги, западные санкции

On-Line версия. Информация дополнена 07:51 15.04.2023

Все статьи по теме "Санкционные войны"


Падение доходов российской казны в 2023 году – это только начало исчерпания сырьевой ренты, вклад которой в экономику сократится вдвое уже в этом десятилетии. Перспектив восстановления сырьевых доходов у РФ нет, считают экономисты. Для поддержания государственных финансов правительство перейдет от точечного «ощипывания» крупного бизнеса к фронтальному повышению налогов (прежде всего НДС), а также к девальвации рубля за счет квазиэмиссионного финансирования госрасходов, прогнозируют эксперты. Еще одно предложение – создать в РФ мощную «обычную» экономику с высокодоходными секторами.

За первые два месяца 2023 года бюджетный дефицит вырос почти до годового запланированного предела и составил почти 2,6 трлн руб., сообщил Минфин РФ.

49-4-1480.jpg
Экспорт нефти, газа, нефтепродуктов в текущих ценах, % к ВВП.  Источник: ЦМАКП
Доходы бюджета, по предварительной оценке, составили 3,16 трлн (на 25% ниже, чем годом ранее), а расходы составили 5,7 трлн, увеличившись на 52%. При этом нефтегазовые доходы снизились на 46% (до 947 млрд руб. после более 1,7 трлн в 2022 году), сообщил Минфин. Там связали это в первую очередь со снижением котировок цен на нефть марки Ural и сокращением объемов экспорта природного газа.

Из-за санкций, ограничивших поставки на прежние основные рынки, ценовых потолков, трудностей с перенаправлением углеводородной продукции на новые рынки из-за проблем с транспортом, оплатой, страхованием и т.п. Россию, похоже, ждет новая эпоха низких нефтегазовых доходов. Что вызывает поиски не только новых «центров ренты», но и подходов к инвестированию российской экономики. Некоторые ученые видят варианты не только «инвестиционной продразверстки», но и второй приватизации.

Новые условия развития – системные санкции, рост социальной и оборонной нагрузки – предполагают сохранение достаточно высоких темпов развития, поэтому необходимо либо создать новый центр получения ренты – взамен иссякающей природной, энергосырьевой, либо создать достаточно мощную «обычную» экономику с высокомаржинальными секторами, предлагают эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) в своем докладе.

Необходимо создавать дополнительные источники бюджетных доходов в результате реализации инвестиционных проектов и создания новых производств, пишут они. Экстраординарные 2020–2022 годы привели к разбалансировке доходов и расходов бюджета. В условиях сокращения сырьевых доходов, исчерпаемости резервов речь идет о будущей бюджетной консолидации, которая несет угрозу бюджетным инвестициям: как правило, под секвестр в первую очередь попадают они. Поэтому ЦМАКП предложил вывести их из-под удара, выведя бюджетные инвестиции из-под контура бюджетных правил, обеспечив возможность финансирования инвестиций, капзатрат за счет заимствований, а сдерживать темпы роста текущих расходов.

А для частных инвесторов предлагается своего рода продразверстка: введение обязательного депонирования на специальном инвестиционном счете в ВЭБ. РФ 10–15% средств российских компаний, которые они направляют для размещения в зарубежные финансовые активы или которые относятся к нерепатриируемой экспортной выручке. Так, вероятно, удастся, по мысли авторов доклада, достичь «системного эффекта», в противном случае интересы и приоритеты государства не будут подкрепляться результатами бизнес-активности. Взамен предполагается активнее привлекать бизнеса к выработке приоритетов в рамках госпрограмм.

Главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев предлагает все же исходить из возможностей отраслей в конкретных условиях. «Заместить потерю нефтегазовых доходов вряд ли возможно, с 2000 года страна получила за них несколько триллионов долларов, однако у нас есть отрасли, способные в значительной степени компенсировать потери. Сейчас в моменте речь идет о сельском хозяйстве, которое уже приносит миллиарды долларов ежегодно (с 2013 по 2020 годы выпуск российского аграрного сектора увеличился почти на 20%, а его доля в российском ВВП достигла 4,5%, объем экспорта агропромышленного комплекса в 2020 году установил рекорд, увеличившись на 20%, до 30,7 млрд долл. – «НГ»). Зерно, продовольствие с учетом спроса на мировых рынках вполне может стать новой нефтью. С учетом того, что отрасль не подпадает под санкции, есть большой потенциал и по производству удобрений».

В любом случае необходимо определиться, на что делать акцент, считает Николаев. «Сальдированный финансовый результат, то есть прибыль минус убыток, в январе–ноябре прошлого года сократился на 11,6%, то есть база для инвестирования и так сжалась. А теперь бизнесу, который и так играет основную роль в инвестировании, предлагается депонировать еще значительную часть средств. Причем речь идет о принуждении, обязательном депонировании с обязательным инвестированием. Но главный вопрос – куда инвестировать – так и не определен. У нас значительная проблема со спросом, из-за этого и происходит падение вложений в основной капитал – на 5,9% за три квартала 2022 года. При этом речь именно о сокращении в основном частных инвестиций, так как у нас доля государства во вложениях в основной капитал никогда не превышала 20%», – говорит эксперт.

Никаких программ поддержки инвестиций создавать не надо, считает замдиректора Центра развития Высшей школы экономики Валерий Миронов. «Инвестиции не нуждаются в стимулировании, – сказал он «НГ». – Если есть спрос, есть выпуск продукции, мощности загружены – в этот момент бизнес сам наращивает инвестиции. Если же мощности простаивают, то и инвестиции не нужны. Поэтому стимулировать нужно рост выпуска. Определить приоритетные направления инвестирования можно с помощью применения метода определения технологических границ: если в той или иной отрасли в РФ максимальная выработка на одного работника примерно равна среднему показателю примерно по 30 ведущим странам, то помощь нужна только в НИОКРе. Если же отрасль далека от такой технологической границы, то ей нужна поддержка».

«Нынешний кризис имеет смысл использовать для структурной перестройки экономики на основе создания комплексных (и положительных, и отрицательных) стимулов для максимально эффективного использования предприятиями финансовой помощи. В антикризисной политике все большее значение приобретает использование не стандартного кредитования, а подходов, свойственных скорее венчурному финансированию. Например, капитал может предоставляться банками или антикризисной корпорацией развития (АКР) в обмен на временную передачу им акций получателя помощи. При погашении долга акции возвращаются, а если кредит не возвращается, то акции продаются на рынке. Так находится эффективный собственник и происходит новая приватизация», – говорит Миронов.

У чиновников пока остаются надежды на некоторое улучшение ситуации с бюджетом к концу 2023 года. «Могут вырасти мировые цены, а также заработает новый механизм налогообложения, связанный с нефтегазовыми доходами, который приведет к изъятию больших сумм в бюджет по сравнению с тем, что изымается сегодня, – рассказал Bfm.ru директор Центра исследований экономической политики экономического факультета МГУ Олег Буклемишев. – Если этого не произойдет, тогда возможны несколько вариантов: либо сбор доходов по мелочам, как сейчас пытаются выжать из крупного бизнеса, либо фронтальное повышение налогов. Cудя по всему, это будет налог на добавленную стоимость».

«Стабильность и прогнозируемость основных макроэкономических переменных является критически важным условием в обеспечении благоприятных условий для инвестиций и ускорения экономического роста. Для стран с высокой долей конъюнктурных доходов в структуре экспорта задача минимизации зависимости внутренних макроэкономических условий от динамики внешних конъюнктурных условий особенно актуальна. Единственным зарекомендовавшим себя в международном опыте работающим механизмом минимизации восприимчивости внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры для сырьевых стран являются "бюджетные правила", - сообщили «НГ» в Минфине РФ.

В России финансовую стабильность также во многом удалось достичь благодаря действию этого механизма, который зарекомендовал себя как надежный инструмент для обеспечения предсказуемости экономических и финансовых условий, подчеркнули в ведомстве. «Уже несколько лет бюджетные правила позволяют минимизировать восприимчивость внутренних экономических условий к колебаниям внешней конъюнктуры, а также снизить зависимость ненефтегазового сектора и госфинансов от конъюнктуры сырьевых рынков, посредством изменения объемов иностранных активов государственного сектора, обеспеченных бюджетными сбережениями. Минфин России и дальше будет проводить бюджетную политику в соответствии с этим инструментом», - отметили там.


Читайте также


Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Россия проведет Арктический форум вместо Арктического совета

Михаил Сергеев

Соединенные Штаты продолжают жестко контролировать распространение технологий добычи на глубоководном шельфе

0
938
Россия запаздывает с разработкой месторождений лития

Россия запаздывает с разработкой месторождений лития

Как это может отразиться на экспортных возможностях и технологическом развитии

0
1080
Трамп добился снижения нефтяных цен

Трамп добился снижения нефтяных цен

Михаил Сергеев

Мировой спрос на топливо сокращается из-за опасений экономических проблем в США

0
2145
Пенсионный кризис приближается...

Пенсионный кризис приближается...

Михаил Сергеев

Правительство вынуждено корректировать энерготарифы

0
3610

Другие новости