Первый вице-премьер Андрей Белоусов уверен в эффективности мер по возврату валютной выручки. Фото РИА Новости
Правительство и Минфин требуют сохранения нынешнего режима валютного контроля по крайней мере до конца 2024 года. Однако против продления требований возврата валютной выручки, которые были введены указом президента РФ Владимира Путина снова публично высказался Центробанк. Почему в ЦБ добиваются нового ослабления рубля и нового инфляционного всплеска в стране – можно только гадать. Рост цен в РФ замедляется, считают в ЦБ РФ, фиксируя микроскопические различия в темпах роста цен в декабре по сравнению с ноябрем.
Во вторник обострилась дискуссия между правительством и ЦБ об отмене режима валютного контроля, который сегодня и обеспечивает относительную стабильность валютного курса в России.
Правительство РФ поддерживает продление мер по обязательной продаже валютной выручки крупнейшими экспортерами до конца 2024 года. «Введенные меры показали свою эффективность и помогли стабилизировать ситуацию на внутреннем валютном рынке за счет достижения достаточного уровня валютной ликвидности. Сегодня можно отметить, что, по имеющимся данным, в целом экспортеры соблюдают требования указа президента. Это дало возможность покрыть дефицит валюты, необходимой импортерам для сохранения поставок продукции в нашу страну. В настоящее время готовится предложение о продлении действия данных мер до конца текущего года», – заявил первый вице-премьер РФ Андрей Белоусов. Правительство напоминает, что меры валютного контроля были установлены для стабилизации валютного курса и на основании данных о низких среднедневных продажах экспортной выручки компаниями. Первоначально предполагалось, что меры валютного контроля будут временными и могут завершить свое действие 30 апреля 2024 года. Однако с учетом позитивного эффекта правительство предлагает к продлению до конца 2024 года действующие в соответствии с указом президента меры валютного контроля.
Примечательно, что всего через несколько часов после этого сообщения руководство ЦБ выступило за отмену мер валютного контроля, которые, собственно, и удерживают сегодня цену американского доллара в России ниже 100 руб.
«На текущий момент Банк России не видит весомых оснований для продления обязательной продажи валютной выручки», – сообщили во вторник в ЦБ. Чиновники Эльвиры Набиуллиной утверждают, что влияние президентских мер валютного контроля «было умеренным по сравнению с влиянием на обменный курс проводимой денежно-кредитной политики».
На самом деле события прошлогоднего валютного кризиса показали, что ЦБ добивается свободного падения рубля, в котором он «не видит угроз финансовой стабильности». Руководство ЦБ словно забывает свою многолетнюю заботу о снижении инфляции или делает вид, что прямая связь между девальвацией рубля и ростом цен в РФ как бы отсутствует. При этом ЦБ регулярно докладывает о своих успехах по снижению темпов роста цен.
В последнем мониторинге инфляционных ожиданий чиновники ЦБ утверждают, что годовая инфляция в декабре 2023 снизилась до 7,4 с ноябрьского уровня в 7,5%. В своих документах ЦБ использует опросы населения, которые Центробанк заказывает у компании «ИНФОМ». В этих опросах около 62% опрошенных заявили, что за прошедший месяц цены выросли очень сильно. Это самый высокий показатель за весь год, для сравнения: в декабре 2022-го о таком росте говорили 42% опрошенных, а выше (70 и 68%) показатель был только в апреле и мае 2022-го, а также в июле 2021-го (65%).
Социологи отмечают, что россияне «ощущают» сейчас инфляцию не так, как Центробанк. Регулятор подчеркивает, что инфляция в декабре 2023 года замедлилась: потребительские цены выросли на 0,73%, тогда как в ноябре – на 1,11%. Годовая инфляция снизилась до 7,42% (в ноябре – 7,48%). Однако, по данным исследовательского холдинга «Ромир», накопленная с начала года личная инфляция на товары повседневного спроса по итогам 2023 года составляет 19,3%. То есть именно так население видит рост цен.
Банк России ждет, что за счет его жесткой денежно-кредитной политики удастся ограничить избыточное расширение внутреннего спроса и его проинфляционные последствия. В итоге, сообщает регулятор, годовая инфляция снизится в 2024 году до 4,0–4,5% и будет находиться вблизи 4% в дальнейшем. Однако с этим не согласны многие эксперты.
Согласно «ИНФОМ», в декабре медианная оценка инфляции за последние 12 месяцев увеличилась с 15,1 до 17%. «Это очень высокие значения, максимальные с марта 2022 года.
Ведомство Эльвиры Набиуллиной не считает возврат валюты экспортерами фактором, важным для снижения инфляции. Фото фонда «Росконгресс» |
Замедление инфляции проявилось еще в декабре прошлого года и продолжилось в первые две недели текущего года (Росстат публиковал данные за 1–9 января и 10–15 января). Росстат отметил существенное замедление роста цен на овощи и фрукты. По данным статведомства, огурцы подорожали на 3% (в сравнении с 13,4% неделей ранее), томаты – на 2% против 9,8%. Капуста выросла в цене на 1,9% (7,3% неделей ранее), свекла – на 1,7% (4,1%), картофель – на 1,4% (6,1%), лук и морковь – на 1,2% (4,1% и 4,6% соответственно), яблоки – на 0,6% (1,8%). В целом в 2023 году цены на плодоовощную продукцию увеличились на 24,19%.
Руководитель отдела макроэкономического анализа «Финам» Ольга Беленькая считает, что на фоне общего замедления роста внутреннего спроса, давления на рентабельность предприятий и возросших издержек должен замедлиться и спрос на труд, а также темпы повышения зарплат. «Но даже при этом вряд ли цель ЦБ по инфляции будет достигнута к концу 2024 года. По нашей оценке, инфляция к концу года будет около 5%», – заявила она СМИ. Если новых факторов разгона инфляции не будет, то ЦБ сможет приблизить инфляцию к цели в 4% в 2025 году, считает аналитик. Годовая инфляция в России достигнет пика 8–9% в первом квартале 2024-го, а затем пойдет на спад, прогнозируют в компании «Финам».
Продление требования обязательной продажи валютной выручки крупнейшими экспортерами РФ до конца 2024 года требует дополнительного обсуждения с бизнес-сообществом, а в случае принятия положительного решения необходимо рассмотреть смягчение требований, заявил президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин.
«В условиях отсутствия информации о реальном влиянии обязательной продажи на валютный курс сложно сделать вывод об эффективности данного инструмента. Стоит провести дополнительное обсуждение с бизнесом о целесообразности продления обязательной продажи валютной выручки, а в случае положительного решения о продлении – о возможности корректировки действующих норм, например, в части снижения доли выручки, которая подлежит обязательной продаже, отказа от дестимулирования расчетов в рублях по экспортным контрактам (транзакционные издержки для которых оказались существенно выше) и т.д.», – сообщил он.
«Вероятность продления действия указа об обязательной продаже валютной выручки рядом экспортеров мы оцениваем как высокую, – заявили «НГ» в «Финам». – Эта новость позитивна для курса рубля и снижает вероятность форс-мажора на валютном рынке.
Вместе с тем Минфин получит рычаги управления курсом через установление процента выручки, который экспортеры обязаны будут продавать на рынке. Поэтому ситуация с дальнейшей динамикой национальной валюты во многом будет продолжать зависеть от цен на российские сорта нефти.
Октябрьский указ президента, в котором содержится список подпавших под его действие компаний-экспортеров, имеет гриф «для служебного пользования» и не публикуется. Сообщалось лишь, что в него вошли 43 группы компаний. В соответствии с порядком, утвержденным правительством, начиная с 16 октября в течение 60 дней с момента получения средств попавшие в перечень компании обязаны зачислять на свои счета в российских банках не менее 80% всей иностранной валюты, полученной в соответствии с условиями их экспортных контрактов. Также они обязаны в течение двух недель продавать на внутреннем рынке страны не менее 90% зачисленной валютной выручки.
Министр финансов Антон Силуанов отмечал, что эти меры временные. «Надеюсь, что те меры, которые были приняты – мы видели, что они дали свой результат, посмотрим, как будет развиваться дальше ситуация – но уверен, что те ограничения, которые сегодня есть, будут постепенно уходить», – говорил он, отмечая, что финансово-экономический блок правительства в этом «заинтересован полностью». Временный характер меры подчеркивал и президент Владимир Путин.