Глава Минздрава Михаил Мурашко утверждает, что пандемийное падение ожидаемой продолжительности жизни в РФ уже преодолено. Фото РИА Новости
Новый доклад ООН о человеческом развитии отмечает тревожные тенденции нарастающего отставания менее обеспеченных стран от группы богатых государств. Такая разница в показателях здоровья, образования и доходов населения впервые начала увеличиваться с 2020 года и продолжает расти и сегодня. Россия в глобальном рейтинге развития человека находится на 56-м месте из 200 государств мира. Из-за провала продолжительности жизни в период пандемии и конкуренции с другими государствами наша страна опустилась в глобальном рейтинге человеческого развития на три позиции, считают в ООН.
Рассчитываемый в ООН индекс человеческого развития (ИЧР) – это сумма трех основных показателей: продолжительности жизни, длительности образования и душевого дохода по паритету покупательной способности. Программа развития ООН ежегодно публикует отчет с рейтингом страны по уровням человеческого развития. Новый Доклад о человеческом развитии за 2023–2024 годы был опубликован в прошлую среду. Правда, для расчета рейтинга стран использована последняя официальная статистика только за 2022 год. Хотя для описания актуальных тенденций используются и более современные данные. Индекс человеческого развития ООН в России признается одним из самых адекватных индикаторов качества жизни и возможностей для развития человека.
Лидерами глобального рейтинга ООН являются Швейцария, Норвегия, Исландия, Гонконг, Дания, Швеция и Германия. Средняя продолжительность жизни в этих странах составляет от 82 до 84 лет. Душевой доход – от 55 тыс. до 69 тыс. условных долларов. А средняя продолжительность обучения населения – более 12 лет.
Россия находится в глобальном рейтинге человеческого развития на 56-м месте с показателем ожидаемой продолжительности в 70,1 года и средним душевым доходом чуть ниже 27 тыс. тех же условных долларов. По средней продолжительности обучения (12,4 года) наша страна почти не отстает от лидеров.
Опережает нашу страну по уровню человеческого развития множество стран, которые мы считает для себя вполне сопоставимыми. В рейтинге ИЧР выше России расположились, в частности, Румыния, Аргентина, Уругвай, Венгрия, Турция, Чили, Португалия, Польша, Эстония и еще более четырех десятков стран.
Чуть ниже России в рейтинге человеческого развития находятся Грузия, Казахстан, Белоруссия, Малайзия, Болгария и Албания. Конкуренция между соседними странами в рейтинге развития человека очень плотная. Поэтому из-за собственных провалов или успехов соседей каждая страна легко может провалиться в этом престижном списке на несколько позиций вниз. Что и случилось с Россией, которая опустилась в рейтинге человеческого развития на три позиции после 2015 года. При этом наша страна все еще остается в группе 70 стран с «самым высоким показателем человеческого развития», которую на сегодня замыкают Казахстан и Белоруссия.
Главной проблемой нашей страны с точки зрения глобального рейтинга ИЧР является низкая ожидаемая продолжительность жизни и невысокие доходы населения. В этом смысле примечательно, что наши чиновники отчитываются для внутренней аудитории более высокими показателями продолжительности жизни, чем те, что правительство РФ сообщает в структуры ООН.
Снижение ожидаемой продолжительности жизни, наблюдавшееся во время пандемии, восполнено и преодолено, говорил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в октябре прошлого года. «По оперативным данным Росстата в 2023 году, в целом по стране ожидаемая продолжительность жизни достигла 73,4 года. Таким образом, опережающими темпами было преодолено и восполнено значительное снижение за время пандемии новой коронавирусной инфекции», – сказал он.
В 2021 году Мурашко заявлял, что ожидаемая продолжительность жизни в России из-за распространения коронавируса снизилась. Вице-премьер России Татьяна Голикова сообщала, что смертность в России выросла на 17,9% за 2020 год. По данным Росстата, население страны сократилось в 2020 году на 0,5 млн человек, до 145,2 млн. Показатель ожидаемой продолжительности жизни в России по итогам 2022 года увеличился до 72,6 года, утверждала вице-премьер РФ Татьяна Голикова год назад.
Многие бедные страны до сих пор не смогли восстановить свои допандемийные показатели развития. Фото Reuters |
Главный тезис нового доклада ООН – это тревожный тренд разрастания неравенства, сомнения в достижимости заявленных целей развития и признаки тупика.
«Почему мы так застряли? И как нам выбраться из тупика, не прибегая к банальному насилию? Эти вопросы легли в основу Доклада о человеческом развитии за 2023–2024 годы, отмечается в русской версии резюме. Среди примеров неудач в ООН называют проблемы с реализацией целей устойчивого развития на период до 2030 года и Парижского соглашения. (О полном провале целей Парижского климатического соглашения наша газета писала в номере от 13.11.23.) «Почему во многих точках восстановление мира, даже приостановка или прекращение огня как обнадеживающие предпосылки к миру кажутся такими недостижимыми? Почему мы так отстаем в области цифрового управления, в то время как в области искусственного интеллекта началась новая золотая лихорадка?» – вопрошают эксперты ООН.
Если глобальное значение ИЧР продолжит развиваться ниже тренда, имевшего место до 2019 года, как это происходит с 2020 года, потери будут невосполнимыми, утверждают в ООН. Теперь весь мир отстает от того тренда и графиков развития, которые были нарисованы и утверждены правительствами стран ООН в допандемийные годы.
Богатые страны оставляют бедные государства позади, повышая тем самым риски глобальной нестабильности, комментирует агентство Bloomberg последний отчет ООН. Индекс человеческого развития ООН превысил допандемический уровень, но наименее развитые страны страдают от глобальной поляризации, отмечает агентство. Из 35 наименее развитых стран, в основном из стран Африки к югу от Сахары и Восточной Африки, а также Пакистана и Афганистана, только 17 восстановились до уровня, который существовал до пандемии. При этом все 38 членов Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР, группы богатых промышленно развитых стран) превзошли допандемийный уровень. Индекс глобального развития ООН, показывает, что 20 лет неуклонного сокращения неравенства между богатыми и бедными странами завершились и теперь тенденция сокращения неравенства развернулась вспять.