Атомный ледокол «Россия» будет способен работать во льдах толщиной свыше 4 метров. Иллюстрация с сайта www.rosatomflot.ru
Главной темой совещания главы правительства РФ со своими заместителями стало развитие судоходства на Северном морском пути (СМП). Грузоперевозки по Севморпути хоть и растут все последние годы, однако заметно отстают от прогнозных значений, в том числе из-за дефицита судов и верфей. Для развития арктического флота в ближайшие 13 лет будет вложено 2 трлн руб. А уже к 2030 году власти обещают сдать несколько новых атомных ледоколов.
В начале совещания в понедельник глава кабмина Михаил Мишустин напомнил, что правительство сохраняет в фокусе внимания работу малых и средних предприятий. В частности, в правительстве для поддержки малого и среднего предпринимательства в новых регионах России выделят дополнительные 3,75 млрд руб. «Эти средства пойдут в том числе на помощь местным жителям, которые платят налог на профессиональный доход, и тем, кто только планирует начать свое дело», – сообщил глава правительства, заметив, что это решение позволит предпринимателям расширить бизнес и привлечь новых работников.
Другой темой оперативного совещания с вице-премьерами стало здравоохранение. Так, в рамках мер по обеспечению доступности медицины для населения власти выделят дополнительные средства на завершение первого этапа строительства Камчатской краевой больницы. Михаил Мишустин отметил, что Камчатка оказалась одним из немногих регионов, где не было краевой больницы. «Сегодня направляем 1 млрд руб. для того, чтобы завершить первый этап строительства. За счет этих средств к концу текущего года там будут возведены объекты инженерной инфраструктуры, лечебно-диагностический и клинический корпуса», – пояснил премьер.
Важной темой совещания в понедельник стало развитие Северного морского пути. «Его маршруты проходят в пределах территориальных вод России и в условиях внешних санкций являются надежным транспортным коридором для экспорта продукции в дружественные страны. Чтобы обеспечить безопасное и круглогодичное движение в северных широтах, нужен большой действующий арктический флот», – подчеркнул Мишустин.
Для наращивания строительства таких судов будет запущен Онежский завод в Петрозаводске. Премьер сообщил о выделении 2 млрд руб. на реализацию второй очереди модернизации этого предприятия, благодаря чему в ближайшие два года расширятся его производственные возможности. Как сообщается, переоснащение завода позволит увеличить его фактическую мощность и создать условия для строительства современных гражданских судов. Также на этом заводе планируют проводить работы по обновлению судов технического назначения, например буксиров, бункеровщиков сжиженного газа, лоцманских судов и судов дноуглубительного флота.
В свою очередь, первый вице-премьер Денис Мантуров сообщил, что для расширения флота Северного морского пути в настоящее время продолжается строительство серии атомных ледоколов мощностью 60 МВт на Балтийском заводе. «Три атомохода – «Арктика», «Сибирь» и «Урал» – уже работают в акватории морей Северного Ледовитого океана, следующий ледокол – «Якутия» – планируем сдать в конце текущего года. Еще три должны пополнить флот в период с 2026 по 2030 год», – сообщил правительственный чиновник на совещании в понедельник. Он также подчеркнул, что там же строится и самый мощный ледокол – «Россия» на 120 МВт. Сдать судно должны к 2030 году. Отметим, контракт на строительство ледокола был подписан в 2020 году на 127 млрд руб. Изначально предполагалось, что строительство судна завершится к концу 2027 года. Из технических характеристик следует, что ледокол будет способен разрезать лед толщиной больше 4 м.
Помимо атомных ледоколов для нужд Минтранса и Росморречфлота строится 15 аварийно-спасательных судов для работы на Севморпути, включая буксиры и многофункциональные суда разного направления и мощности. «В этом задействованы верфи в Комсомольске-на-Амуре, Калининграде, Нижнем Новгороде и Татарстане… По этому направлению в перспективе шести лет планируется контрактация еще 30 судов», – подчеркнул Мантуров. Кроме этого, продолжил первый вице-премьер, для вывоза грузов, в том числе по Северному морскому пути, комплексом «Звезда» уже переданы заказчикам пять нефтеналивных танкеров типа «Афрамакс». И законтрактовано еще 26 крупнотоннажных судов разного назначения. По словам Мантурова, всего у верфи в планах загрузки до 2037 года значится 92 грузовых судна ледового класса. В их числе – контейнеровозы, балкеры, сухогрузы и танкеры.
Таким образом, основная производственная инфраструктура в интересах освоения СМП сформирована, но, чтобы гарантированно справиться с таким емким заказом, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) с ВТБ рассматривает возможность строительства еще одной высокотехнологичной верфи, не исключил первый вице-премьер.
Для расширения флота РФ необходимо также замещать производство судового комплектующего оборудования – и это самое чувствительное направление, подчеркнул Мантуров. Он напомнил, что для этого предусмотрена отдельная субсидия. «Суммарно по этому механизму мы направляем почти 17 млрд руб. бюджетного финансирования. Это позволило начать реализацию 60 комплексных проектов силами 35 предприятий. И первые образцы начнут появляться на рынке уже начиная со следующего года. Они будут применяться в том числе на судах ледового класса, эксплуатируемых на Северном морском пути, и рыболовных судах, которые будут работать в северных широтах», – рассказал вице-премьер.
С 2018 года инфраструктурным оператором Северного морского пути, обеспечивающим безопасность и бесперебойную работу транспортного маршрута, является госкорпорация «Росатом». В ее ведении находится единственный в мире атомный ледокольный флот. В августе 2022 года правительство РФ утвердило план развития СМП до 2035 года. Согласно документу, годовой грузопоток по СМП должен составить в 2024 году 80 млн т, 2030 году – 150 млн т, 2035 году – 220 млн т.
Перевозки грузов по Северному морскому пути увеличиваются, однако заметно отстают от прогнозов. В прошлом году по СМП было перевезено свыше 36 млн т грузов, что стало рекордом за все время эксплуатации маршрута, сообщали в Росатоме. Свыше 2 млн т составил транзит. Основным грузом на маршруте стали перевозки нефти, угля и медно-никелевого концентрата. В этом году объем грузоперевозок по СМП должен составить около 40 млн т, рассказывал вице-премьер Александр Новак. Основу также составят перевозки нефти и газа с сырьевых проектов, которые реализуются в арктической зоне России. Это, впрочем, ниже, чем заложено в плане по развитию СМП. По нему объем перевозок должен был достичь 80 млн т.
В Минвостокразвития в прошлом году признавали, что прогнозных показателей по перевозке грузов будет сложно достичь именно из-за нехватки флота ледового класса и недостаточного количества верфей для строительства такого флота. По словам главы Минвостокразвития Алексея Чекункова, для двукратного роста грузопотока по СМП пока недостаточно флота ледового класса не только в России, но и в мире в целом. «Пожалуй, у меня наибольшую озабоченность вызывает как раз доступность в достаточном количестве флота ледового класса. Просто в мире пока в том объеме, который необходим, чтобы 200 млн т перевозить уже через семь-восемь лет, его нет. А цикл производства большого танкера ледового класса – это же не месяцы, а это годы», – рассказывал министр. Проблема в основном в недостатке производственных мощностей. «Есть ли в таком количестве верфи, специалисты – это, наверное, как раз та тема, где интересно разговаривать с нашими крупнейшими партнерами на предмет кооперации».
В конце 2022 года о возможном дефиците предупреждал и зампред Совета безопасности Дмитрий Медведев. По его словам, половина группировки из шести судов ледокольного флота под управлением Росатома была построена по устаревшим технологиям, их срок службы неоднократно продлевался и к 2026–2027 годам они уже выработают свой ресурс. «Если в ближайшее время их не заменить новыми судами по современным проектам, а такие проекты, как известно, есть, они реализуются, то к 2030 году есть риск столкнуться с дефицитом ледокольных мощностей», – говорил он.
А уже летом прошлого года на совещании о развитии Северного морского пути премьер РФ Михаил Мишустин сообщал, что на эти цели в ближайшие 13 лет будет потрачено порядка 2 трлн руб., из них около 600 млрд – из федерального бюджета. «Включает этот план строительство более 50 ледоколов и судов ледового класса, портов и терминалов, аварийно-спасательных центров, а также создание орбитальной группировки спутников», – уточнял глава правительства.
Увеличение арктического флота, вероятно, в перспективе позволит нарастить транзит китайских грузов по СМП. Глава госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев полагает, что уже к 2030 году китайский транзит может достичь 50 млн т. В ходе недавнего визита президента РФ Владимира Путина в Китай обе страны договорились совместно продвигать использование Северного морского пути как важного международного транспортного коридора (см. «НГ» от 15.05.24, от 16.05.24).
Расширение флота и инфраструктуры на СМП является стратегически важным проектом для России, который может принести значительные экономические выгоды, подчеркивают эксперты. «Развитие СМП может существенно снизить логистические издержки и время доставки грузов. Во-вторых, российская Арктика и Сибирь богаты нефтью и газом. Около 10% общемировых объемов нефти и 25% природного газа добываются на этих территориях, при этом большая часть располагается именно на Севере. Расширение инфраструктуры СМП позитивно скажется на прибылях компаний, ведущих деятельность в данных регионах», – перечисляет эксперт «БКС Мир инвестиций» Олег Решетников. Основной же сложностью при развитии СМП он считает дороговизну проекта.
«Производство мощных ледоколов, способных преодолевать толщину льда в 4 и более метров, – это перспективное и необходимое направление развития перевозок по Северному морскому пути. Однако один такой ледокол будет способствовать решению проблем движения, но не решит ее полностью, нужны еще как минимум две-три единицы. Кроме того, сопутствующими задачами являются развитие инфраструктуры на протяжении СМП, систем навигации и спасательных служб», – обращает внимание доцент РЭУ им. Плеханова Сергей Тиньков. В то же время у СМП остаются и нерешенные ограничения: высокие риски, отсутствие всесезонности, низкие температуры, которые неблагоприятны для некоторых грузов, перечисляет эксперт.
Развитие СМП, а именно создание инфраструктуры, и особенно насыщение его новыми судами, и в первую очередь, ледоколами, как обычными, так и атомными, увеличат поставки грузов по СМП, считает доцент ИОН РАНХиГС Александр Воротников.
«У правительства РФ есть план развития Севморпути до 2035 года. Это подробный документ, описывающий, в том числе грузовую базу. Но основная проблема в обеспечении логистики по СМП не в строительстве атомных ледоколов. Проблема заключается в обеспечении судов для перевозки грузов, в первую очередь газовозов и нефтяных танкеров высокого арктического класса. С учетом того, что от предыдущих контрактов отказались разные зарубежные верфи, речь идет о том, чтобы произвести такой объем судов внутри страны», - замечает председатель правления Проектного офиса развития Арктики Николай Доронин.