Промпредприятиям не хватает и работников, и финансовых ресурсов для привлечения новых сотрудников. Фото Reuters
Три отрасли, испытывающие сейчас наиболее сильный дефицит кадров, – это розничная торговля, медицина и фармацевтика, а также автомобильный бизнес, следует из данных HeadHunter (hh.ru). Не становится легче и промышленности. Но, судя по опросам, предприятия начали корректировать планы найма и увеличения зарплат. Как пояснили «НГ» представители рынка труда, если в прошлом году целью был рост и поиск новых сотрудников, то сейчас в приоритете сохранение текущего уровня производства и уменьшение текучки в коллективах. И хоть пока это не нашло отражения в статистике зарплат, предприятия уже пытаются аккуратно выйти из зарплатной гонки, которая вскоре начнет угрожать не просто инвестиционному развитию, а в принципе выживанию.
Кадровый дефицит в российской экономике формируется все более неравномерно. Как следует из замеров HeadHunter, самая острая проблема с кадрами сейчас наблюдается в розничной торговле. Значение hh.индекса составило для этой сферы лишь 1,1. Этот индекс показывает соотношение количества активных резюме и вакансий в каждой из профобластей. Значение менее 1,9 означает острый дефицит соискателей.
Далее следуют медицина и фармацевтика, а также автомобильный бизнес – значение индекса около 2, что тоже свидетельствует о заметном кадровом дефиците. Для сравнения: одновременно с этим вместо дефицита сильнейший переизбыток соискателей сейчас фиксируется в профобласти, которая объединяет искусство, развлечения и массмедиа, – значение индекса достигло почти 21.
Впрочем, в условиях, когда нужно обеспечивать бесперебойную работу оборонно-промышленного комплекса, а также импортозамещающих производств, особое внимание, конечно, уделяется прежде всего ситуации в промышленности. В сфере, обозначенной аналитиками как «производство и сервисное обслуживание», значение hh.индекса на данном этапе составляет 2,8. И судя по классификации исследователей, это говорит о наличии хоть и не экстремально острого, но тоже все еще ощутимого кадрового дефицита.
Однако, судя по опросам руководителей промпредприятий, а также по исследованиям кадровых служб, в этом году предприятия решили скорректировать свои приоритеты.
Например, как сообщается в новом, июньском обзоре Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН, посвященном прогнозам промпредприятий, российская промышленность по-прежнему готова увеличивать численность работников, «но уже не так интенсивно, как она планировала в конце прошлого года».
«Пересмотр в 2024 году планов изменения численности работников позволил предприятиям скорректировать и зарплатные планы», – добавил автор обзора, эксперт из ИНП РАН Сергей Цухло.
«Мы наблюдаем, что компании в промышленном секторе изменили свою бизнес-стратегию, – подтвердила «НГ» исполнительный директор подразделения RightForce группы Ancor Александра Пузанова. – Если в прошлом году целью был рост и наем новых сотрудников, то сейчас в приоритете сохранение текущего уровня производства и удержание кадров, уменьшение текучки в коллективе». Именно этим, а даже не столько повышением эффективности производства или автоматизацией процессов объясняется некоторое снижение спроса на новых работников, следует из комментария эксперта.
Хотя, как можно предполагать, акценты в выводах зависят все же от методики конкретных исследований, охвата, выборки. Потому что, например, как считает консультант направления «Производство» рекрутинговой компании Get experts Ольга Жаркова, о каком-то принципиальном переломе, кардинальном изменении пока все же говорить рано.
В частности, судя по тем данным из исследований Get experts, которые привела для «НГ» Жаркова, например, в 2023 году около 85% компаний сообщали, что они нанимали персонал. Но 40% из них (или 34% из всех опрошенных) уточняли, что они не увеличивали сам штат, а только искали замену ушедшим работникам.
В наступившем 2024 году около 89% компаний планировали нанимать сотрудников. Из них около трети (или 29% от всех опрошенных) планировали не расширять штат, а только искать сотрудников на замену ушедшим.
Но кое в чем эксперты оказались единодушны. Хоть пока еще рост зарплат продолжается, все же, судя по оценкам Пузановой, можно говорить о признаках того, что «в ближайшее время будет достигнут потолок в нагрузке на фонд оплаты труда». «Промышленный сектор довольно консервативен, но уже даже самые неповоротливые промышленные гиганты понимают, что невозможно бесконечно искать новые кадры, привлекая их растущими зарплатами – фонд оплаты труда не бесконечен», – пояснила она.
«Работодатели отмечают, что зарплатная гонка не может быть бесконечной, и приходят к тому, что нужно предлагать что-то еще кроме зарплат. Важно суметь не только привлечь, но и удержать сотрудников», – отметила Жаркова. Поэтому компании начинают формировать особый бренд работодателя, вкладываются в обучение сотрудников, в программы нематериальной мотивации, в лояльность той команды, которая в основном уже сформирована.
В официальной статистике, которая, к слову, возможно, уже не первый год удивляет некоторых работников, пока незаметно охлаждения зарплатного пыла работодателей.
По последним данным Росстата, в первом квартале 2024-го зарплаты в целом по экономике выросли в номинальном выражении на 19,5% к тому же периоду прошлого года, а в реальном выражении, то есть с учетом инфляции, – на 11%. И например, в первом квартале 2023-го такого бурного роста не фиксировалось: тогда номинальные зарплаты росли в годовом сопоставлении почти на 11%, а реальные – лишь примерно на 2%.
Но вскоре, видимо, даже украшающий официальную статистику рост зарплат начнет замедляться. Как сообщила «НГ» Жаркова, если говорить в целом про 2024 год, то, по информации от работодателей, большинство готовы проиндексировать заработные платы в этом году на 5–10%.
Как ожидает директор по работе с клиентами компании «Альфа-Капитал» Анна Гондусова, любые дальнейшие повышения заработной платы все больше будут зависеть от финансовых возможностей предприятий. Многие экономисты предупреждают: когда зарплаты повышаются не за счет роста выпуска или увеличения масштабов бизнеса, а за счет перераспределения ресурсов внутри компании, это усугубляет кризисные явления, угрожает не только будущим инвестициям, развитию, но и даже выживанию такого бизнеса.
комментарии(0)