Вывод из строя НПС «Кавказской» негативно скажется на нефтяных поставках Казахстана. Фото из социальных сетей
Разрушение украинцами экспортной нефтяной инфраструктуры на юге России, а также предупреждения Центробанка РФ о рисках падения нефтяных цен поставили в центр внимания динамику предложения на мировой рынок черного золота. Угрозы Вашингтона всем покупателям нефти из Ирана и Венесуэлы могут снизить общие объемы экспорта, поддерживая тем самым относительно высокие цены барреля. Повышение мировых цен провоцируют и целенаправленные атаки киевского режима на экспортную инфраструктуру Казахстана.
Майские фьючерсы сорта Brent находились во вторник выше чувствительного для стран ОПЕК порога в 70 долл. за баррель. В этих котировках трейдеры учитывают и риски сокращения и экспорта нефти из Казахстана после серии атак украинских дронов на экспортные трубопроводы и перекачивающие станции.
Во вторник Минобороны РФ сообщило о новой атаке украинскими войсками газораспределительной станции «Сватово» в Луганской народной республике (ЛНР). Очередной атаке подверглась и нефтяная инфраструктура. Так, российские военные доложили об атаках украинских беспилотников нефтеперекачивающей станции (НПС) «Кропоткинская» в ночь на 24 марта. Сам объект при этом используется Каспийским трубопроводном консорциумом (КТК). В Минобороны РФ заявили, что российские системы ПВО нейтрализовали угрозу, перехватив БПЛА на расстоянии 7 км от станции. Обломки устройства упали в районе железнодорожной платформы Кавказская, не повредив критически важные энергетические объекты.
И это не первое подобное нападение. Так, 19 марта украинские БПЛА атаковали нефтеперекачивающую станцию «Кавказская», которая также используется КТК. Ранее в феврале НПС «Кропоткинская» подверглась первой атаке, в результате чего из-за повреждений станция временно прекратила работу. Компания тогда оперативно перенаправила потоки нефти в обход пострадавшего участка, что позволило сохранить стабильность экспортных поставок. Обе НПС находятся в Краснодарском крае РФ.
В ответ на новую атаку беспилотников в самом трубопроводном консорциуме заявили, что недавние атаки ВСУ оказали деструктивное влияние на финансовые показатели компании – выручку и дивиденды. Это будет негативно влиять на акционеров КТК, куда помимо Казахстана входят и российские, и американские компании. «После остановки НПС «Кропоткинская» в результате удара украинских БПЛА объем предполагаемой транспортировки на год с указанного пункта был снижен, а после уничтожения НПС «Кавказская» в обозримом будущем будет невозможен», – сообщили в КТК, уточнив, что на НПС «Кропоткинская» продолжается ремонт.
Каспийский трубопроводный консорциум – это международная нефтетранспортная компания, куда помимо Казахстана входят российские и американские предприятия. Консорциум создан для строительства и эксплуатации Каспийского магистрального нефтепровода протяженностью в 1,5 тыс. км. Нефтепроводная система КТК доставляет нефть из Казахстана в Новороссийск, где ее грузят на танкеры. И этот маршрут является основным для экспорта сырья из Казахстана.
В КТК сообщали, что только через «Кавказскую» грузоотправители сдавали не менее 130 тыс. т нефти в месяц. В целом за 2024 год был принято 1,51 млн т сырья. В целом через систему нефтепроводов по итогам прошлого года было отгружено 63 млн т нефти. Большая часть (86%, или 54 млн т) – из Казахстана.
Удивительно, но на фоне опасений в руководстве КТК и в Минэнерго Казахстана, наоборот, заявили, что транспортировка казахстанской нефти через систему КТК продолжается без сбоев. «Ограничений для казахстанской нефти со стороны КТК нет, прием осуществляется в штатном режиме», – говорится в сообщении.
Как напоминают эксперты, чем больше повреждений, тем меньше объем нефти КТК сможет выдать на мировые рынки. Ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович не исключает, что дальнейшие удары по КТК дополнительно ограничат поставки прежде всего казахстанской нефти на мировые рынки, что может привести отчасти к росту цен, но, самое главное, к убыткам казахстанских компаний, убыткам казахстанского бюджета и убыткам американских компаний, которые являются инвесторами в казахстанскую нефть.
«КТК является ключевым транспортным объектом для экспорта нефти из Казахстана. По данным Минэнерго Казахстана, в 2021 году 78,5% экспортных объемов (53,1 млн т) нефти Казахстана было поставлено по системе КТК. Таким образом, остановка прокачки нефти через КТК принесет финансовые убытки как для Казахстана, так и для американских компаний», – добавляет эксперт Института Гайдара Гасан Рамазанов.
«Согласно отчетным данным, в январе–феврале 2025 года наблюдалось незначительное снижение объемов перевалки нефти через КТК, а именно на 1%: с 11,4 млн т за два месяца 2024 года до 11,2 млн т за два месяца 2025 года», – говорит доцент Президентской академии Тамара Сафонова. При этом в систему КТК помимо казахстанской нефти транспортируется и российская, напоминает она. «Атакованная же в марте НПС «Кавказская» не входит в систему КТК-Р, но она соединена с НПС «Кропоткинская» и ранее использовалась для обеспечения технологического процесса перевалки российской нефти из железнодорожного транспорта в трубопроводную систему КТК. В результате транспортировка казахстанской нефти по магистральному нефтепроводу «Тенгиз–Новороссийск» временно осуществляется по аварийной схеме, минуя НПС «Кропоткинская», – поясняет эксперт.
Сафонова полагает, что вывод таких важных инфраструктурных объектов из эксплуатации может привести к нарушению цепочек поставок и, как результат, к сокращению объемов реализации, основными покупателями которых являются страны Евросоюза.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Соловьев напоминает, что доля самого Казахстана в проекте менее 20%, поэтому в заявлениях Казахстана может быть и какой-то политический подтекст, связанный с сокращением зависимости от данного проекта. «Власти Казахстана ранее уже заявляли, что могут компенсировать до 50% объемов от КТК через альтернативные маршруты, например через Транскаспийский трубопровод в Азербайджан и далее в Турцию или по железной дороге в Китай, что дополнительно указывает на стремление к диверсификации экспортных логистических маршрутов Казахстаном», – рассуждает он.
Цены на нефть во вторник оставались в целом стабильны даже и после того, как президент США Дональд Трамп заявил, что Вашингтон введет пошлины в размере 25% на импорт из тех стран, которые покупают нефть или газ у Венесуэлы. «Любая страна, которая закупает нефть и/или газ из Венесуэлы, будет должна заплатить США пошлину в 25% на любую торговлю, которую они ведут с нашей страной», – говорится в сообщении Трампа. Позднее он уточнил, что новые меры являются «дополнением к уже введенным».
Решение президента США в результате может ограничить приток сырья на нефтеперерабатывающие заводы в Китае, Индии, Испании и США, отмечают западные агентства. Для сравнения: в 2024 году производство нефти в Венесуэле было в среднем 875 тыс. барр. в сутки, что составляет около 0,9% глобальной добычи.
Таким образом, новые тарифы скорее приведут к росту цен на нефть на фоне ограничения предложения. Между тем сам Дональд Трамп неоднократно заявлял, что его главная цель – снижение цен на нефть. Однако пока его действия говорят об обратном. Так, на прошлой неделе руководитель пресс-службы Госдепартамента Тэмми Брюс заявила, что администрация США хочет лишить Иран возможности экспортировать нефть. Она тогда прокомментировала санкции, которые Вашингтон ввел в отношении 13 компаний и 8 судов, связанных, по версии американской стороны, с транспортировкой иранской нефти и ее переработкой в Китае. Как утверждала дипломат, нефтеперерабатывающий завод в Китае подпал под рестрикции «за покупку миллионов баррелей нефти на сумму около полумиллиарда долларов», а организации и танкеры – «за перевозку миллионов баррелей иранской нефти в Китай».
Российский Центробанк в своем недавнем закрытом докладе правительству РФ, наоборот, высказывал опасения того, что США и ОПЕК потенциально способны резко увеличить добычу и наполнить рынок нефтью, тем самым спровоцировав повторение затяжного обвала цен на сырье, как это уже было в 1980-х годах. Это, в свою очередь, способствовало распаду Советского Союза. О наличии такого закрытого доклада правительству сообщили западные агентства.
По мнению чиновников ЦБ, цены на нефть остаются одним из значительных рисков для экономики России, особенно из-за возможности масштабного роста добычи в США и странах вне ОПЕК+. Также отмечается, что резервные мощности ОПЕК близки к рекордному уровню и равны объему экспорта российской сырой нефти. При этом в ведомстве Эльвиры Набиуллиной не уточняли, как может возникнуть длительный период низких цен на нефть и сколько он может продлиться.
По оценкам Международного энергетического агентства (МЭА), общий объем свободных мощностей ОПЕК – незадействованных объемов добычи, которые могут быть введены в эксплуатацию, – составляет около 5,3 млн барр. в сутки (б/с), что близко к объему российского экспорта нефти и топлива. Саудовская Аравия заявляла, что может увеличить добычу с текущих 9 млн б/с до максимального уровня в 12 млн в течение нескольких месяцев.
Ведущий эксперт Фонда национальной энергобезопасности Игорь Юшков считает, что в случае развала ОПЕК+ цены на нефть могут упасть очень низко. «Участники соглашения высказывают недовольство, основная линия которого в том, что, пока они снизили объем производства и сдерживают добычу, другие производители нефти, которые не входят в ОПЕК+, ее наращивают – это Штаты, Гаяна, Бразилия, Канада, и они планируют дальше увеличивать объем производства. Это вызывает недовольство участников ОПЕК+, потому что получается, что участники соглашения теряют долю на рынке. И это уже, мы видим, приводит к болезненному, но увеличению объема производства, то есть потихоньку с апреля ОПЕК+ собирается наращивать объем добычи, это уже подтолкнуло цены вниз, не дает им расти, но если добычу не поднимать, тогда скорее всего сделка вообще может развалиться», – рассуждает он. А если ОПЕК+ развалится и каждый будет добывать по максимуму, то цены могут уйти и к 30 долл. за баррель, считает эксперт.