Многие туристы все еще выбирают зарубежные курорты. Фото Reuters
В туротрасли впервые после бурного роста в 2023–2024 годах наблюдается некоторое охлаждение. Особенно заметно это замедление в сегменте поездок по стране, обращают внимание эксперты из Высшей школы экономики (ВШЭ). В правительстве РФ в понедельник выделили 15 млрд руб. для строительства очередных модульных гостиниц. Кроме того, были утверждены дополнительные меры поддержки туроператоров в сфере выездного туризма. Таким компаниям уменьшили размер отчислений в фонд персональной ответственности и продлили срок их уплаты.
«Теперь размер взносов снижен с 1% до 0,75% общей цены турпродукта в сфере выездного туризма за 2024 год. Изменен и срок уплаты самих взносов. Он перенесен с 15 июля и 15 октября 2025 года на 15 января 2026 года», – заявляют в правительстве.
В кабмине поясняют: решение направлено на поддержку представителей туристической отрасли в условиях ограничений, вызванных геополитической ситуацией на Ближнем Востоке. Ожидается, что высвобождаемые таким образом средства пойдут на возврат денежных средств туристам, оплатившим поездки в страны, в которых действуют ограничения из-за наличия угрозы безопасности.
К слову, аналогичные меры, предусматривающие уменьшение размера взносов в фонд персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма, принимались правительством в 2021 и 2022 годах из‑за угрозы распространения коронавируса, а затем и внешнего санкционного давления.
Представители отрасли решение властей встретили с оптимизмом. Высвобожденные таким образом средства будут более эффективно работать на благо туристов, в том числе в период транспортных коллапсов, сообщила глава Ассоциации туроператоров России (АТОР) Майя Ломидзе. В АТОР потери турбизнеса от кризиса на Ближнем Востоке оценивали в 300 млн руб. и обращались в правительство с предложениями уменьшить размер отчислений в фонды персональной ответственности туроператоров.
«Второй раз подряд туроператоры за свой счет решали вопросы туристов и пассажиров, возникшие из-за транспортного коллапса. Мы не просим компенсации этого ущерба, мы просим помочь сохранить оборотные средства путем снижения взносов в фонды персональной ответственности. Такой механизм был задействован в 2020–2021 годах, в период пандемии, и показал свою эффективность для туроператорского бизнеса», – отмечала ранее в июле Майя Ломидзе.
«Из-за кризиса на Ближнем Востоке туроператоры столкнулись с колоссальным оттоком денежной ликвидной массы, которую приходится экстренно возвращать. С нашей точки зрения, уже сейчас надо думать над тем, чтобы эту меру продлить и для взносов за 2025 год и не ждать до конца второго квартала 2026 года», – добавляет вице-президент АТОР по международному туризму Артур Мурадян. По его мнению, также необходимо изменить сам механизм использования накопленных фондов туроператорами. «Было бы логично дать возможность использовать накопленные в них средства для выплат туристам за отмененные рейсы», – считает он.
«Меры поддержки выездного туризма направлены именно на то, чтобы поддержать турфирмы, которые столкнулись с необходимостью возврата средств тем туристам, которые оплатили поездки за рубеж, но затем в России были введены различные ограничения на поездки в определенные страны из-за угрозы безопасности, в том числе из-за ухудшения геополитической ситуации на Ближнем Востоке», – поясняет профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Плеханова Наталия Зайцева.
Меры по поддержке выездного туризма – не единственное решение властей. Также в понедельник кабмин РФ распорядился направить из федерального бюджета 15 млрд руб. на поддержку инвестиционных проектов по созданию модульных средств размещения туристов. Субсидии получат 55 регионов, что позволит создать еще свыше 10 тыс. мест для отдыха туристов. «Средства господдержки будут направляться на финансовое обеспечение или возмещение затрат на приобретение и монтаж модульных некапитальных средств размещения для туристов. При этом инвесторам на Дальнем Востоке, в Арктике и на Крайнем Севере разрешается использовать субсидии на возведение некапитальных средств размещения незаводского производства», – следует из решения правительства.
Как отметил в понедельник на оперативном совещании с вице-премьерами премьер РФ Михаил Мишустин, в предыдущие три года 65 регионам на эти цели было выделено 20 млрд руб., благодаря чему было построено около 13 тыс. номеров для туристов.
К слову, ранее аудиторы из Счетной палаты (СП) обращали внимание на неэффективность трат на строительство в стране модульных гостиниц, на которые за три года потратили свыше 22 млрд руб. Они также указывали, что средняя стоимость размещения в модульной гостинице почти в девять раз выше суммы, за которую россияне готовы жить на отдыхе (см. «НГ» от 08.07.25).
Правительственные чиновники ожидают, что новые модульные гостиницы будут строиться преимущественно на территориях особых экономических зон туристско-рекреационного типа и вблизи автомобильных туристических маршрутов, проходящих по участкам федеральных дорог.
Собственно, сами россияне также чаще всего планируют отправиться в отпуск на машине, такой вариант выбирают 38% опрошенных, заявляют в Минэкономразвития (МЭР), ссылаясь на результаты собственного опроса. Для сравнения: 29% россиян в поездках отдают предпочтение поезду, 21% – самолету.
Исследования предпочтений российских туристов регулярно фиксируют рост популярности поездок на автомобиле, подчеркивает глава МЭР Максим Решетников. «Мы ожидаем, что этим летом доля автотуристов вырастет по сравнению с прошлым годом с 38 до 43%», – говорит чиновник.
Отметим, российские власти неоднократно подчеркивали, что развитие автомобильного туризма является одним из приоритетных направлений. В министерстве видят еще одну тенденцию: россияне стали чаще дробить классический двухнедельный отпуск. Современные туристы предпочитают отдыхать летом несколько раз, выбирая короткие поездки – так называемые путешествия выходного дня.
При этом россияне готовы тратить на отдых в целом довольно-таки небольшие суммы. Из того же опроса МЭР следует, что почти половина опрошенных планирует потратить на летний отпуск 50 тыс. руб., каждый третий респондент – от 50 до 100 тыс. руб.
Тем не менее туристическая отрасль, так же как и многие другие, ориентированные на внутренний спрос (см. «НГ» от 13.07.25), похоже, столкнулась с охлаждением. К такому выводу, в частности, приходят исследователи из Центра конъюнктурных исследований Высшей школы экономики. В своем обзоре деловой активности турорганизаций они замечают, что уровень предпринимательского оптимизма в туристической отрасли после роста в течение 2023–2024 годов сейчас сменился охлаждением.
Как сообщают в ВШЭ, динамика спроса на туристические поездки по стране остается высокой, однако в 2025 году впервые зафиксировано слабое сокращение. Так, во втором квартале 2025-го в годовом выражении (ко второму кварталу 2024-го и 2023-го) доля организаций, руководители которых оценили сложившийся уровень заказов на внутренний туризм «достаточным» и «более чем достаточным», снизилась с 63 до 58%. «Тем не менее спрос на внутренние поездки по стране остается на пике за весь ретроспективный временной диапазон. Разрыв с аналогичным периодом 2014 года составляет внушительные 10 процентных пунктов (п.п.). Свыше 40% туристических компаний ожидают активизацию спроса на туры по стране в течение июля–сентября», – сообщают в ВШЭ.
В свою очередь, уровень спроса на выездной туризм во втором квартале достиг пика за последние 10 лет. «Более 60% компаний оценили сложившийся уровень заказов на зарубежные туристические поездки «достаточным» и «более чем достаточным» (в 2014 году – 60%). Только за апрель–июнь доля организаций, в которых увеличился спрос на услуги, к первому кварталу возросла на 15 п.п. Разрыв в оценках по сравнению с 2023 и 2024 годами составил 19 и 12 п.п. соответственно», – замечают исследователи.
Большинство экспертов текущее охлаждение в туротрасли связывают со снижением платежеспособного спроса, и в первую очередь в поездках по стране. «Уровень сервиса на российских курортах хоть и повысился, но все еще ниже, чем на известных россиянам турецких и египетских курортах. Помимо высокой транспортной составляющей в стоимости поездки и бронирования отелей и иных мест размещения есть еще много трат, которых в зарубежных отелях, особенно по системе «все включено», просто нет. В итоге общая сумма дополнительных расходов на поездку может сравняться со стоимостью самой путевки и даже превысить ее. Поэтому многие, кто имеет возможность выезжать за рубеж, приобретают туры в ту же Турцию, притом что сами туры в Турцию подорожали, но там мало дополнительных трат у туристов, которым нужен только отдых на море», – подчеркивает профессор кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Плеханова Наталия Зайцева.
Как считает доцент кафедры гостиничного и туристического менеджмента РЭУ им. Плеханова Елена Никольская, на спрос влияет и рост цен на услуги. «Цены на отдых по стране продолжают расти, так как гостиницы подняли цены на 18–23%, авиабилеты подорожали в среднем на 30%, а железнодорожные билеты – на 20–25%. Рост цен не останавливает путешественников, и многие просто корректируют свои планы, чтобы уложиться в бюджет», – говорит она.
Выездной туризм может ощущать себя лучше еще и потому, что работает с более платежеспособной аудиторией, а внутренний туризм характеризуется более чувствительным к ценам потребителем, рассуждает партнер Центра доказательной экспертизы Института Гайдара Лора Накорякова. «Внутренний туризм «пробуксовывает» из-за таких барьеров, как рост цен на логистику, недоверие к уровню сервиса, транспортных ограничений на южных направлениях РФ. В результате современный образ внутреннего туризма в России – это скорее отдых «выходного дня», условно до 200 км на авто, на одну-две ночи», – указывает она.
«С падением курса иностранной валюты более активно начал реализовываться отложенный спрос на заграницу. Большинство российских путешественников опасаются, что подобное падение является временным явлением, и спешат воспользоваться текущей ситуацией, активно бронируя лидеров заграничных направлений», – считает коммерческий директор группы отелей «Русские Сезоны» Инна Рындина.
Падение же интереса к внутренним направлениям эксперт связывает со стабильным повышением цен на черноморских курортах и загородных направлений от сезона в сезон без повышения уровня предоставляемого сервиса и качества продукта. «Хаос в ценообразовании отелей входит в топ причин охлаждения интереса российских туристов к отечественным отелям. Стабильно на рынке себя чувствуют лишь те гостиницы, где отельеры в последние годы масштабировали существующую инфраструктуру и поддерживали баланс по соотношению цена–качество, не повышая бездумно цены», – рассуждает Рындина. «Одна из основных причин охлаждения – рост стоимости услуг. В объектах размещения цены на проживание с 2021 года ежегодно растут на 15–20%», – добавляет научный сотрудник лаборатории анализа лучших международных практик Института Гайдара Мария Гирич.
Сопредседатель комитета «Деловой России» по туризму Леонид Гункевич считает, что
денежные возможности населения также ограничены. «Располагаемые средства на турпоездки сосредоточены прежде всего у жителей средних и крупных городов. Опросы показывают, что финансовое и кадровое положение турфирм понемногу стабилизируется, однако главным ограничителем развития остается общая экономическая неопределенность», - подчеркивает он. Эксперт также ожидает дальнейшего замедления прироста внутреннего спроса. «Рынок вышел на плато: спрос сохраняется высоким, но его темпы роста стали символическими, а конкуренция усилилась», - указывает Гункевич.
В этом году на 26% больше россиян забронировали поездки на лето. Основными направлениями стали Турция, Египет, ОАЭ, Россия и Таиланд, рассказывает директор по маркетингу Travelata.ru Олег Козырев. Однако эксперт видит резкое падение интереса к поездкам по России. «Остаться внутри страны летом 2025 года планируют только 9% отдыхающих, в прошлом сезоне их было 14%. Следовательно, мы видим снижение спроса на более чем 35%. При этом средний чек тура на отечественные курорты увеличился со 109 тыс. до 126 тыс. руб. Очевидно, что россияне предпочитают зарубежные курорты. Поскольку цена на отдых сильно выросла, туристы хотят получить максимальный комфорт и предсказуемый отдых», – подчеркивает он.
Профессор Президентской академии Николай Новичков причину охлаждения видит в высокой ключевой ставке и общем снижении экономической активности в стране. «При ключевой ставке в 20% и выше говорить о развитии становится сложно. Предприниматели хотели бы открывать новые гостиницы, создавать туристические направления и продукты, но в условиях отсутствия доступного коммерческого кредита (сейчас – под 30%) многие бизнесы, планировавшие развитие, просто взяли паузу», - замечает эксперт.