Фото агентства городских новостей "Москва"
Российский фонд свободных выборов и Московский государственный университет (МГУ) им. М.В. Ломоносова намерены разработать проект Избирательного кодекса РФ. Работу планируют завершить к июню 2019 года. Финансировать проект будет «Газпром». В Центризбиркоме (ЦИК) к инициативе отнеслись положительно. Собственно, руководитель ЦИКа Элла Памфилова высказывалась за создание кодекса неоднократно и даже называла возможный срок его окончательного оформления – к думским выборам 2021 года.
Смысл создания кодекса – собрать воедино законы «Об основных гарантиях избирательных прав», «О выборах президента РФ», «О выборах депутатов Государственной думы», «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». Инициаторы проекта говорят о том, что законодательство станет понятным рядовым избирателям.
На то, что Избирательный кодекс нужен, указывает длительная история самой идеи его создания: она выдвигалась еще в начале 1990-х, о ней периодически вспоминали политические партии, правозащитники, сам ЦИК. Законодательство о выборах за это время несколько раз менялось. Губернаторов избирали напрямую, затем это делали местные парламенты по кандидатурам, предложенным президентом, затем прямое голосование граждан было возвращено. Президент получал свои полномочия на четыре года, теперь уже на шесть лет. На выборах губернаторов и мэров крупных городов не было муниципального фильтра, теперь он есть.
При этом далеко не факт, что в избирательном законодательстве без кодификации путается именно «рядовой» избиратель. Он, как правило, не слишком политизирован, его голосование подчинено устоявшейся модели – он поддерживает власть, кто бы ее ни представлял. Проблемы с избирательным законодательством скорее обнаруживаются у людей с активно-критической гражданской позицией. Они, например, не находят в бюллетенях «своих» кандидатов, которые хотели бы участвовать в выборах, но не могут.
Кодекс создать нужно. Но прежде, чем это произойдет, стоит определиться с теми принципами, по которым существует избирательная система в России. В 2012 году прямые выборы губернаторов были возвращены. На волне уличных протестов власть сделала законодательство более либеральным. Но уже довольно скоро в ряде регионов, в частности в республиках Кавказа, решили отказаться от прямых выборов глав. Сейчас то же самое происходит с избранием мэров в крупных городах, например в Екатеринбурге.
Когда прямые выборы отменялись после бесланской трагедии, это мотивировалось тем, что к власти могут прийти преступники, сепаратисты и жулики. В такой аргументации содержалось скрытое недоверие к способностям избирателей самостоятельно разобраться в политических предложениях. В 2012 году, выходит, власть обществу наконец-то смогла доверить важные решения, но подстраховалась муниципальным фильтром.
Отсюда и вопрос о принципах. Если прямые выборы – цель, к которой мы должны стремиться, и лучший способ определить легитимное руководство города, региона, страны, то не стоит ли совершенно четко и определенно прописать это в законодательстве? Не нужно ли настоять на сохранении этого принципа повсеместно, в том числе на Северном Кавказе и в городе Екатеринбурге? Важно ли стремиться к максимальной свободе граждан избирать и быть избранными?
Если прямые выборы – лучший инструмент, свобода граждан принципиальна, а их сознательность не вызывает сомнений, то в России первым делом нужно пересмотреть сами избирательные законы и привести их в соответствие с теми целями и задачами, которые стоят перед развивающимся демократическим обществом. И только после этого стоит заниматься кодификацией законодательства.
комментарии(0)