Мэр Москвы Сергей Собянин подписал распоряжение, разрешающее с 1 августа возобновление работы театров, кинотеатров и концертных залов. Однако, как оказалось, это не значит, что все столичные культурные институции радостно распахнут двери. То же – и в регионах.
Как показала практика музеев, которые начали пускать посетителей с середины июля, интерес есть. Русский музей объявил, что электронные билеты распроданы до конца июля, но это неудивительно, поскольку лето – активный экскурсионный сезон, даже в условиях сокращения туристического потока.
Большинство театров, как отмечают их руководители, традиционно начнут сезон осенью. Все они при этом надеются на то, что со временем ограничительный режим станет мягче и количество зрителей в зале можно будет не сокращать. Но при этом проблема репертуара остается. Как обезопасить артистов, не потеряв зрителя (то есть доходы)? Практически ни один музыкальный театр – а это самая уязвимая отрасль, поскольку кроме артистов в представлении участвует оркестр, ограниченный рамками оркестровой ямы, – не объявил планы на грядущий сезон. Пресс-служба Екатеринбургского оперного театра осторожно сообщила о том, что премьера балета «Конек-горбунок» пройдет в 2021 году. Театр тем не менее ищет формы обращения к аудитории и в наступающем сезоне предлагает серию опер в концертном исполнении. Для этого выбрано три сочинения, предполагающих сравнительно малый состав исполнителей. Это два безусловных шедевра – «Севильский цирюльник» Россини и «Лючия ди Ламмермур» Доницетти; а также российская премьера одной из самых успешных опер XXI века «Любовь издалека» Кайи Саариахо.
Концертные залы и филармонии вынуждены переверстывать репертуарные планы и отменять события, на которые, возможно, делалась финансовая ставка: вряд ли в ближайшее время зарубежные музыканты и тем более коллективы смогут свободно ездить на гастроли. Поэтому – как, скажем, в музеях делают ставки на собственные фонды – концертная индустрия будет ориентироваться на российских исполнителей. Впрочем, это не самая большая проблема, поскольку недостатка в хороших музыкантах Россия пока не испытывает.
Казалось бы, кинотеатры как самая массовая индустрия не должны ощущать проблем. Региональные кинотеатры могут начать работать уже в середине июля, московские, как было сказано, с 1 августа. Однако владельцы кинотеатров разводят руками – выстроить успешную коммерческую стратегию весьма непросто. Основную часть прибыли приносят голливудские блокбастеры, но ни один из них летом в прокат не выйдет – это невыгодно прокатчикам. Эту проблему понимают и на государственном уровне.
Так, на прошедшем совещании совета Фонда кино и крупных чиновников обсуждался как раз выход киноиндустрии из кризисной ситуации. «Важно не просто их (кинотеатры. – «НГ») открыть, а понять, что будут показывать кинотеатры. Релизы сдвигаются, прогнозируется посещаемость сейчас в 20%. Разрабатывается модель того, как привлечь, вернуть людей в кинотеатры и какой контент показать», – сказал советник президента Владимир Толстой. Даже российские прокатчики сдвигают или переносят премьеры. Фильм о звезде футбола Стрельцове должен был выйти в прокат еще в апреле, но продюсер Алексей Учитель не исключил переноса релиза на 2021 год. Неизвестна пока и судьба еще двух ожидаемых в прокате российских картин: «На острие» и «Вратарь Галактики».
Тем не менее и государственным, и частным культурным институциям предстоит нащупать новые актуальные формы, которые, с одной стороны, будут интересны зрителю, с другой – станут максимально гибкими и смогут варьироваться в зависимости от обстоятельств. Тому, кто выведет эту формулу, катаклизмы внешнего мира будут не страшны.
комментарии(0)