Французский прокурор по борьбе с терроризмом Жан-Франсуа Рикар выступает на пресс-конференции, посвященной расследованию дела об убийстве французского учителя Сэмюэля Пати, обезглавленного на улице парижского пригорода. Фото REUTERS
Cуд во Франции 23 октября приговорил студентку к четырехмесячному заключению за одобрение убийства учителя лицея. Приговор может показаться суровым, если не знать, какой бурей эмоций охвачена страна после того, как молодой чеченец обезглавил преподавателя, показавшего на уроке карикатуры на пророка Мухаммеда. Страсти тоже трудно объяснить, если не понимать, что преступление имеет мало отношения к оскорбленным религиозным чувствам. Как пишут СМИ, ни убийца, ни лицеистка, пожаловавшаяся на учителя отцу-исламисту, не были на том самом уроке. Оперативники выявили группу экстремистов, причастных к преступлению. Ранее исламист ранил случайных людей рядом с бывшей редакцией Charlie Hebdo, и уж эти-то прохожие точно никого не оскорбляли.
В тревоге не только Франция. Федеральное ведомство по охране Конституции Германии оценило число исламистов в республике в 28 тыс. человек. Недавно в Дрездене террорист тоже напал с ножом на прохожих.
Похоже, две ведущие страны Европы оказались под ударом заговорщиков. Казалось бы, странно, ведь после разгрома «Исламского государства» (запрещенная в РФ террористическая группировка) мир на долгое время почти перестал говорить о религиозно мотивированном терроре. Все переключились на большую политику. Но, оказывается, экстремистское подполье никуда не делось. Боевики просто ждали, кому предложить свои услуги. Есть основание предполагать, что, потерпев поражение в попытках завоевать политический суверенитет для своих «халифатов» на территории Ирака, Сирии и Афганистана, террористы вернулись к испытанной в XX веке практике услужения интересам ведущих держав.
Исламская тема опять вышла на первый план в европейской политике. Президент Франции Эмманюэль Макрон готовится 9 декабря предложить своей стране законопроект, направленный против «исламского сепаратизма». Впрочем, в последнее время его название скорректировали в сторону «укрепления светских основ государства». Недоброжелатели президента обвиняют его в заигрывании с крайне правыми избирателями перед выборами 2022 года. Однако единомышленники Макрона утверждают, что во Франции и впрямь возникло параллельное «государство» религиозных экстремистов, с подпольными школами и спортивными клубами, где идет пропаганда радикальных идей, и президент просто обязан защитить «неделимость республики».
Французы подозревают, что ведущую роль в выстраивании альтернативных общественных институтов в Европе играет лидер Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Подобные обвинения в адрес турецкого президента выдвигали и германские власти. В эти дни мир наблюдает, как разворачивается дипломатический конфликт между европейскими столицами и Анкарой, которая претендует на роль одного из евразийских лидеров. Кроме острых тем средиземноморской нефти и Карабаха копья ломаются вокруг «мусульманского вопроса» в Европе. Исламское меньшинство начинают представлять как чуждое континенту, при этом Турция объявляет себя защитницей ислама. Складывается впечатление, что водораздел в евразийской политике проходит между христианской и мусульманской цивилизациями.
Политологи не любят исторических параллелей, но нельзя не обратить внимания на то, что XX век помнит и попытки разжечь джихад в Первую мировую войну, и взращивание как «революционного», так и ультраконсервативного терроризма во время холодного противостояния Востока и Запада. Однако использование радикальной религиозности всегда возвращалось бумерангом к тем, кто запускал эту адскую машину.
Опасности подвергается и Россия. Новости последних дней подтверждают это: предотвращен теракт в Москве, обнаружено подполье на Северном Кавказе, боевики вышли из леса даже в Чечне. Чем активнее Россия участвует в мировой политике, тем большую угрозу представляют для нее чужие игры с «огнем веры».
комментарии(1)
0
dlz 20:17 25.10.2020
Cценарий "столкновения цивилизаций" начал наконец реализовываться. Оскорбления и истерика являются частью западного образа поведения. За примерами далеко ходить не нужно. Достаточно просто включить американский или европейский телевизор. Урсула Дер Ляйн ведет себя ничуть не корректнее Д.Трампа. Но оскорбляющие искренне удивляются, когда кто-то справедливо решается дать сдачи.