0
33654
Газета От редакции Интернет-версия

18.09.2023 19:25:00

О запрете на въезд российских автомобилей в Евросоюз

Санкции уже подчиняются внутренней логике, а не изначальной политической цели

Тэги: ес, европа, санкции, общество, политика, экономика


ес, европа, санкции, общество, политика, экономика Фото Reuters

Польша с 17 сентября запретила въезд на свою территорию автомобилей, зарегистрированных в РФ. Глава МВД республики Мариуш Каминьский связал это с недавно опубликованными рекомендациями Европейской комиссии. «Запрет на российские грузовые автомобили действовал и ранее. Сейчас мы закрываем это дело. Никакой российский автомобиль в Польшу не въедет», – сказал министр.

Ранее такой же запрет ввели Германия, Финляндия, Литва, Латвия и Эстония, то есть все страны Евросоюза, имеющие сухопутную границу с Россией. Норвегия, не входящая в ЕС, но присоединившаяся к санкциям против РФ, пока рекомендациям не следовала. Сами рекомендации предполагают, что россияне не могут въезжать на территорию ЕС на своих машинах даже на короткий срок и в туристических целях. Автомобиль рассматривается как потенциальный товар – и под эту же категорию могут формально попасть, например, телефоны или ноутбуки. Еврокомиссия, впрочем, советует проявлять здравый смысл и не изымать у людей личные вещи, которые нельзя считать предметами роскоши. Но кто станет рисковать, если все сведется к человеческому фактору?

Введенный запрет уже раскритиковали российские депутаты. Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий назвал меры ЕС «вульгарным расизмом» и «сегрегацией». Характеристики можно давать разные, но логика, смысл санкций, кажется, действительно меняются.

Изначальная логика ограничений – в экономическом и, как следствие, социальном воздействии на власти конкретного государства, поведение которых ЕС (или Запад в целом) хочет изменить. Предполагается, что граждане страны, в отношении которой вводят санкции, чувствуют эффект запретов на себе. Например, разрушаются их привычные цепочки потребления. Возможно, они теряют работу при уходе иностранных компаний с рынка. Совершенно точно им становится сложнее ездить за границу и совершенно невозможно расплачиваться там привычным образом. Все это, следуя изначальной логике санкций, должно вызвать социальное недовольство, давление на власть.

Это действует в обществах обычной демократии, но (и в западных странах уже это признают) не сработало в России ни в 2022, ни в 2023 году. Экономика не обрушилась, общество не давит на власть, граждане самостоятельно ищут выход из сложных ситуаций или просто мирятся с «новой нормальностью». Другими словами, санкции дали некий эффект, но он явно не соответствует ожиданиям. Отменять их не получается, потому что первоначальный мотив актуален – украинский конфликт продолжается. В итоге санкции начинают подчиняться внутренней логике, а не изначальной цели. Внутренняя логика же находит отправную точку в самом факте давления на конкретную страну (в данном случае – на Россию).

Поворот на Восток для РФ в такой ситуации становится уже не только декларацией, намерением – двери на Запад просто закрываются. Отмена любого из действующих запретов стала бы знаком оттепели в отношениях, но ограничений накопилось столько, что быстро вернуться к прежним экономическим, не говоря уже о дипломатических, связям кажется чем-то невозможным. Речь между тем идет не об инопланетных контактах. Речь идет о связях между соседними странами, экономическое сотрудничество которых объективно взаимовыгодно. Починить его теперь крайне затруднительно.

Одновременно у социумов что в России, что в европейских странах закрепляются новые привычки мышления. Разграничение становится не временной мерой, а нормой. Для европейцев россиянин становится человеком, путешествующим по их странам с ограничениями. Для россиян Европа превращается в место, где им не рады. Санкции порождают отчуждение, а отчуждение затем оправдывает любые новые ограничения, даже совершенно бессмысленные.


статьи по теме


Читайте также


Либо рост численности населения, либо роботы

Либо рост численности населения, либо роботы

Анастасия Башкатова

Будущее российской экономики зависит от инвестиционной проактивности

0
500
Поможет ли диаспора правящей партии Молдавии

Поможет ли диаспора правящей партии Молдавии

Светлана Гамова

Выборы в парламент способны изменить положение президента Майи Санду

0
473
Грузинская Фемида выбрала между женой и мечтой

Грузинская Фемида выбрала между женой и мечтой

Игорь Селезнёв

Судьба грузинских протестов во многом зависит от выборов в США

0
493
В Германии решается судьба коалиции

В Германии решается судьба коалиции

Олег Никифоров

В правительстве появились принципиально разные рецепты оживления экономики

0
578

Другие новости