Фото Reuters
Приезд в Москву известного американского рэпера, продюсера и владельца бренда одежды Канье Уэста стал сенсационным событием. По слухам, Уэст не только поздравлял с днем рождения дизайнера своего бренда Гошу Рубчинского, но и присматривал площадку для сентябрьского концерта в российской столице. Западные музыканты, тем более такие популярные, не дают в России концерты с весны 2022 года. Это связано и с их политической позицией, и с логистическими трудностями.
Никаких официальных объявлений по поводу выступления, впрочем, не было. В концертном агентстве T.C.I. приезд Уэста в Москву назвали «частным визитом», ни о каких долгоиграющих планах речь пока не идет. Концерт такой звезды, конечно, восприняли бы как прорыв медийной блокады, нарушение режима политико-культурной «отмены» России. Это можно было бы интерпретировать и как сигнал другим западным артистам. Вероятными были бы и другие, более сложные толкования. Канье Уэст некоторое время назад собирался выдвигать свою кандидатуру на президентских выборах в США, он близок к республиканцам, неоднократно встречался с Дональдом Трампом, и они даже планировали своего рода альянс. Если учесть, что Трамп – фаворит будущих выборов, с его возвращением в Белый дом связывают и возможное изменение политики США в отношении Москвы, концерт Канье Уэста в российской столице стал бы символическим актом.
Впрочем, здесь есть свои нюансы. Безусловно, Уэст – мировая звезда. При этом он на себе испытал, что такое культура «отмены». Канье Уэст прославился своими внезапными высказываниями в социальных сетях, воспринятыми как расистские и антисемитские. Его аккаунты блокировали. Всемирные бренды разрывали с ним контракты. Он был вынужден извиняться. Сложно сказать, насколько провокативные высказывания соответствовали убеждениям Уэста, насколько цельными и системными можно вообще считать эти убеждения: после смерти матери у музыканта начались проблемы с психикой, о которых он сам говорил. Канье Уэст остается звездой планетарного масштаба, но при этом считается одиозной фигурой, человеком маргинальных поступков. Это позволяет ему действовать свободно – например, приезжать в Россию. Но «ледоколом» и примером для других он едва ли стал бы: условный концерт в Москве просто восприняли бы как очередную экстравагантную выходку.
В американской культурной среде всегда встречались те, кто не соглашался плыть по течению. Речь даже не об отношении к военной кампании в Ираке: в обществе она вызвала раскол, многие артисты высказывались против политики Белого дома. Речь, скорее, про режиссера Оливера Стоуна, который в 2017 году снял документальный сериал про Владимира Путина. Или про известных голливудских актеров Шона Пенна и Дэнни Гловера, которые встречались с политиками, мягко говоря, неблизкими американским властям, или вовсе брали интервью у одиозных личностей, признанных в США преступниками. Поездка Канье Уэста в Москву во времена санкций и «отмены» – жест свободного художника, который сам уже не раз противопоставил себя истеблишменту.
Акты свободной воли можно увидеть и в других сферах. Национальная хоккейная лига не заставила клубы разрывать контракты с россиянами, их по-прежнему любят, на них ходят, свитера с их фамилиями раскупают. Дэйна Уайт, глава промоутерской компании UFC, которая занимается смешанными единоборствами, еще в 2022 году дал понять, что дискриминировать россиян не собирается. Таких случаев хватает. Но примерами для большинства они не становятся, культура «отмены» сохраняется, и приподнимается этот занавес очень медленно, можно даже сказать – незаметно. Канье Уэст с его репутацией в США и мире едва ли это изменит.