Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский заявил журналистам в Нью-Йорке, что завершение вооруженного конфликта с Россией «ближе, чем все думают». Тех, кто ждет мира, эти слова могли обнадежить: возможно, Киев готов к переговорам с Москвой, идет какая-то закулисная работа, результаты которой просто не афишируются. Однако Зеленский при этом привез в США свой «план победы», которым хотел поделиться с западными лидерами и политиками, включая действующего американского президента Джозефа Байдена и кандидатов на этот пост – Камалу Харрис и Дональда Трампа. Глава Украины дал понять, что этот план не затрагивает тему переговоров. Скорее он касается помощи и усиления ВСУ. Выступая на Генассамблее ООН, Зеленский призвал «принудить Россию к миру».
План украинского президента нигде не опубликован. Из политиков, которых Зеленский знакомил со своим проектом, никто не давал комментариев. Общий смысл плана можно реконструировать по отдельным репликам: Запад должен помочь ВСУ поставить Россию в крайне неприятное положение, вынудить Москву заключить мир на условиях Киева. Американские издания со ссылкой на свои источники сообщили, что западные лидеры оказались не в восторге от плана. Кто-то (кто именно – не называется) предложил даже возобновить контакты с Владимиром Путиным для скорого достижения мира. Администрация Байдена же, как сообщается, не дает Зеленскому добро на удары по территории России американским оружием. Киев, похоже, пока не смог убедить в Вашингтон в том, что это изменит расстановку сил, ускорит конец конфликта, не приведет к новой эскалации и еще более решительным действиям РФ.
Заход с «близким миром» – риторика, которую могут ждать на Западе. В государствах – союзниках Украины не изменили свой взгляд на причины конфликта, не перестали поддерживать Киев и осуждать Москву, не готовы мигом перезапустить отношения с Россией. Однако в западных столицах хотят видеть перспективу и оценить, сколько времени еще нужно, чтобы военные действия прекратились. Для них это – растущие расходы, которые придется (или уже приходится) объяснять гражданам, избирателям. То, что легко делалось в 2022 году, уже гораздо сложнее сделать в 2024-м и в следующие годы. К тому же речь идет о малоэффективных расходах: продвижение российских войск продолжается.
В Нью-Йорке и любом другом американском или европейском городе Владимира Зеленского могут принять, поддержать на словах. Но от него ждут не просто план с красивым названием, а реалистичный сценарий конфликта. Если верить сообщениям американских СМИ, включая Bloomberg и The Washington Post, «план победы» украинского президента никому реалистичным не показался. Территориальные требования Киева неизменны. Положение «на земле» никак не указывает на то, что эти требования исполнимы. Настаивать на них означает предлагать вместо реалистичного плана максималистский. Ответственные западные политики не могут бесконечно поддерживать такой подход.
В администрации украинского президента изначально сообщали, что в «плане победы» речь идет об ускоренном вступлении Украины в НАТО. Затем появилась информация, что Киев готов пойти просто на «гарантии безопасности». Другими словами, между Украиной и ее союзниками идет своего рода торг, нет полного доверия: Запад не убежден, что его не затянут в конфликт еще глубже, хочет этого избежать. Байден, выступая на Генассамблее, заявил, что союзники Украины должны придерживаться своего курса, пока страна не достигнет «справедливого и прочного мира». Он же отказался говорить о возможности прямой конфронтации с Россией. Представления о «справедливом мире» могут меняться, и слова Байдена скорее прозвучали как эмоциональный призыв, а не как жесткое обязательство, которое США возьмут на себя.