Третий год СВО получился показательным. За это время окрепла убежденность Владимира Путина в правильности начатого в феврале 2022-го процесса боевого размежевания с Западом. О чем он неоднократно говорил, создавая впечатление, что ему жаль, что такое размежевание не начали раньше. Президент доволен развитием экономики и достижениями на пути формирования технологического суверенитета. Экономика выстояла. Опережающее развитие обрабатывающей промышленности и оборонных отраслей стало решающим фактором статистического благополучия по итогам года. Рост экономики и реальных доходов затмевает очевидный провал борьбы с инфляцией.
В 2024-м сильный импульс обрела работа по подготовке новой элиты управленцев и менеджеров, прошедших через СВО. Фактически это означает, что именно в уходящем году произошло безвозвратное размежевание на «до» и «после». Зафиксирована смена всей системы ценностей, на которую опиралась практика нашей жизни с 90-х годов. А на элиту из 90-х теперь официально можно смотреть с подозрением: мол, так ли справедлив и законен ваш элитный статус?
Массированно пересматривались дела по приватизации за рамками сроков исковой давности в масштабах, не оставляющих сомнений в наличии высшей благосклонности к утверждению посильной справедливости и формированию ресурсов для дальнейшего их перераспределения в пользу пока еще менее сомнительных граждан.
Борьба с империализмом и неоколониализмом во всем мире под идейным предводительством Москвы выглядит как идеологическая подоснова новой желанной системы международных отношений, которая должна заменить навязанный Западом-гегемоном «порядок, основанный на правилах». При этом страны БРИКС не спешат впасть в конфронтацию с Западом, наоборот – энергично ищут возможности привлечения иностранных инвестиций и расширения экспорта в развитые экономики. Даже Китай пытается избежать торговой войны с США и открывает иностранцам прежде закрытые сферы для инвестиций. Прагматизм побеждает романтизм эпохи Фиделя, Че Гевары и Патриса Лумумбы.
Зачистка высшего руководства Министерства обороны с арестами многозвездных генералов выявила, с одной стороны, недостаточный институциональный контроль над госрасходами, с другой – поразительную коррупционную привлекательность любого госрубля. И не важно, что эти рубли определяют уровень боеготовности войск и доверены неоднократно награжденным орденами и медалями патриотам.
Назначение в Счетную палату Бориса Ковальчука, сына соратника Путина, послало сигнал всем элитам: неприкосновенных нет, давить на Ковальчука в ходе проверок не просто бесполезно, но и опасно.
В политическом плане думские партии слились в единодушном одобрении курса Путина и его поддержке на президентских выборах. Это обеспечило им с высокой вероятностью прохождение в Государственную думу следующего созыва с соответствующим госфинансированием.
Несистемные политики так и остались несистемными, иноагенты продолжали на законодательном уровне терять гражданские, политические и материальные права, превращаясь в нечто эфирное.
Падение режима Башара Асада под конец года опять подтвердило непреложный факт: полученные диктатором/автократом/узурпатором проценты голосов на последних (перед падением) выборах не значат ничего. Защищать его не вышел никто из «95% сторонников». Да и он никого не защищал, сел в самолет и улетел.
Культурный процесс и его финансирование все больше напоминали советские практики, что, впрочем, не слишком озадачило интеллигенцию, привыкшую выживать в любых условиях. Интересных, умных, редких книг (до введения для них «прокатных удостоверений») в магазинах много, читай – не хочу. Интернет с Youtube пока устояли.
Избрание Дональда Трампа президентом США чревато переменами в подходах к кризисам. Он лишен идеологических ценностей, но помешан на выкручивании рук экономическим оппонентам, хорошо чувствуя аргумент силы рациональных выгод/потерь. Проблема в том, что в мире много лидеров вполне идеологических, для которых реальные экономические потери оборачиваются моральными победами в глазах собственного населения.
Скорее всего в следующем году внешне- и внутриполитические размежевания, у которых есть собственная ядерная логика, продолжатся в ускоренном темпе. Без иллюзий и со всеми вытекающими…
Вам, наши читатели, здоровья, стойкости и надежды в новом, 2025 году!