Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский в интервью ABC News поделился своим пониманием победы в конфликте с Россией. Он считает, что Россия хочет установить полный контроль над Украиной. Следовательно, «выживание» украинской государственности и независимости – это, по оценкам Зеленского, уже и есть победа.
Еще в июне, выступая на Петербургском международном экономическом форуме президент РФ Владимир Путин заявил, что Россия «никогда не подвергала сомнению права украинского народа на независимость и суверенитет». Однако Украина, по словам Путина, получила независимость в 1991 году как «внеблоковое, неядерное, нейтральное государство». Это прописано в соответствующей декларации, напомнил президент России. Он добавил, что Киеву «неплохо бы вернуться к этим основополагающим ценностям».
Уже в сентябре, общаясь с журналистами в Китае, Владимир Путин подчеркнул, что Россия борется не за территории, а за права людей, которых не может бросить. Он добавил, что тема «гарантии безопасности в обмен на территории» не обсуждалась. Путин также вновь отметил, что Москва не воспринимает президента Зеленского как легитимного главу исполнительной власти на Украине, потому что срок его полномочий истек. Территориальные вопросы на Украине же, по словам президента РФ, должны решаться на референдуме, которые может провести только легитимная власть.
Таково актуальное положение дел: дух Аляски, кажется, немного выветрился, боевые действия продолжаются, Дональд Трамп вновь говорит о разочаровании и намекает на санкции, встреча Путина и Зеленского «возможна», но только теоретически. Видимых подвижек, которые вели хотя бы к хрупкому миру, нет. Можно, впрочем, ориентироваться на недавние слова пресс-секретаря президента РФ Дмитрия Пескова о том, что значимые переговоры должны вестись в тишине. Можно также обратить внимание и на слова самого Зеленского о том, что считать победой. Раньше он не проговаривал это так отчетливо – или не проговаривал вовсе.
В новом мотиве в дискурсе Зеленского можно увидеть влияние переговоров с Трампом. Именно американский президент и его советники еще до встречи с Путиным на Аляске давали понять, какую картину он видел. В его представлении Украина не сможет одержать военную победу, для этого у нее нет сил и ресурсов. Есть территории, вхождение которых в состав РФ закреплено российской Конституцией. Россия добивается международного признания их статуса. При этом, по оценке (и опасениям) Трампа, российские войска могут двигаться дальше, на другие территории, если конфликт не остановить. Весьма вероятно и даже скорее всего эту мысль президент США высказывал не только в СМИ, но и доносил до Зеленского на последней встрече в Вашингтоне, когда они стояли у ставшей знаменитой карты.
В словах Зеленского о победе, таким образом, можно увидеть намек на политически приемлемую для киевских властей формулу мира. Вероятно, это прощупывание электоральной почвы, подготовка общественности к отказу от военного решения территориального вопроса, чего добивается от Киева Вашингтон. Такая установка делает подвижки в территориальном споре возможными. А тема легитимности власти, которую поднимает Москва, видится еще одним полем для уступок, компромисса. Пока, впрочем, стороны, как кажется, по-прежнему находятся на стадии выдвижения условий и требований. Понятно, что это нервирует Трампа, которому хочется представить публике успехи в разрешении очередного конфликта, а он вместо этого все время возвращается в исходное положение.