Фото Reuters
Президент США Дональд Трамп заявил, что мирный план США по Украине сокращен с 28 до 22 пунктов. К тому же, по его словам, плана как такового и не было, а была «схема», «концепция». Трамп заявил, что прогресс есть, стороны не согласны лишь по нескольким пунктам. По каким именно, американский президент не уточнил. Известно, что на следующей неделе в Москву должен прилететь уже хорошо известный переговорщик Стив Уиткофф. Помощник президента РФ Юрий Ушаков подтвердил, что предварительная договоренность на этот счет есть.
Американские СМИ «договаривают» то, что не говорит Трамп. CNN, к примеру, сообщает, что Киев согласен на все изложенные в мирном плане условия, кроме численности вооруженных сил, перспектив вступления в НАТО и территориального вопроса. Если это правда, то сложно говорить, что согласовать осталось «лишь» некоторые пункты. Для России эти пункты – главные. The New York Times, ссылаясь на «некоторых людей» из администрации Трампа, пишет, что президент РФ Владимир Путин сразу отвергнет план в его измененном виде. Bloomberg слил в Сеть предполагаемое содержание разговора высокопоставленных и уполномоченных вести диалог с США российских чиновников и Уиткоффа. Из него якобы следует, что РФ навязала американцам свой план. Один из российских чиновников назвал эту публикацию фейком, направленным на срыв переговоров. Трамп, в свою очередь, заявил, что в таких разговорах нет ничего особенного.
Президент США говорит на тему мирного урегулирования много и часто, тональность его высказываний меняется – от разочарования то Путиным, то Зеленским до уверенности в скорой сделке. Российская сторона, точнее, те, кто уполномочен что-либо говорить и обладает знаниями, комментируют информацию сухо и хотят, чтобы дипломаты делали свое дело в тишине. Добиться тишины почти невозможно. Это одна из центральных тем в мировой повестке. Именно поэтому план из 28 пунктов сначала появляется в СМИ и лишь потом становится ясно, что он действительно существует – и именно в таком виде.
Одновременно с достоверной (как потом выясняется) информацией в медиа появляются слухи, сливы, интерпретации, всегда со ссылкой на неназванные и осведомленные источники. Британские издания на прошлой неделе выложили европейский альтернативный мирный план, точнее, поправки в 28 пунктов. Затем премьер-министр Великобритании Кир Стармер заявил, что Европа решила свой план не составлять. За короткое время одни и те же влиятельные спикеры в прессе могут заявлять, что украинский конфликт то ли будет тянуться долго, то ли завершится совсем скоро.
План из 28 пунктов, который сейчас некоторые западные СМИ преподносят как «российский», стал обсуждаемой реальностью, когда в информационном поле доминирующей темой была разочарованность Трампа в позиции Москвы. Разговор шел о передаче Украине «Томагавков» и новых жестких санкциях, бьющих по российскому нефтяному сектору. Так же внезапно «организовался» и саммит на Аляске, а саммит в Будапеште не состоялся, хотя о нем писали как о решенном вопросе, венгры уже готовили площадку. Можно, вспоминая все это, говорить, например, о многовекторности подхода Трампа. Но можно и заключить, что медиа формируют свою картину реальности, которая далеко не всегда совпадает с реальными событиями.
Медийный шум создает у публики ожидания и впечатления, порой неоправданные. Люди ждут скорого мира или, напротив, уверены в бесперспективности переговоров. Ключевым спикерам приходится комментировать сюжеты из СМИ, и из-за их слов в переговорном поле появляется новое содержание. Но потом в процессе урегулирования конфликта случается поворот, почти отменяющий и обессмысливающий накопленную публичную информацию.



