Заседание Генеральной конференции ассоциации содействия ООН в МГИМО. Фото с сайта www.mgimo.ru
В Москве прошла Генеральная конференция Российской ассоциации содействия ООН. Председателем РАС ООН был переизбран академик, ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов. Заслуженным авторитетом пользуется как МГИМО, так и РАС ООН, с которыми стремятся установить прочное деловое сотрудничество известные вузы страны. В новом году в их семью вливается еще один – МАДИ.
Почему МАДИ? Московский автомобильно-дорожный – несомненно, вуз известный, заслуженный, но как-то не совсем, мягко говоря, сопрягается с профилем подготовки специалистов в стенах МГИМО. Однако участие Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ) в работе РАС ООН становится более чем логичным, если принять во внимание происходящую сейчас в мире «логистическую революцию». Она резко изменила привычные транспортные потоки. В том числе связующие экономики Старого и Нового Света с экономиками стран БРИКС. И в первую очередь это относится к Китаю и России.
И в этой связи совершенно неожиданно, но вполне обоснованно возникает идея реновации еще одной древнейшей, как и Великий шелковый путь, транспортной коммуникации. Речь идет о пути «из варяг в греки», то есть о долготной транспортной коммуникации, которая логически дополняет и укрепляет широтную, «шелковую» трансконтинентальную евразийскую логистическую линию. При этом современные реалии в условиях политико-экономического кризиса в Украине, через пространство которой некогда и проходил путь «из варяг в греки», связывая устойчивыми торговыми коммуникациями Север с Югом, сама жизнь требует сегодня определенной географической переориентации. А в будущем, при нормализации положения в Украине, – расширения с включением ее в новое логистическое направление. В итоге налицо формирование нового международного транспортного коридора, где доминанта будет принадлежать России с привлечением стран постсоветского пространства Средней Азии, а также Ирана.
Таким образом, четко вырисовывается как роль автодорожных коммуникаций и автомобильного транспорта, так и роль МАДИ в этой международной логистической цепочке. Именно поэтому администрация вуза и обратилась в РАС ООН и МГИМО с предложением на своей базе сформировать Центр содействия ООН в сфере международной транспортной политики. И это предложение было услышано. Кстати, это вообще первый в России университетский центр содействия ООН.
В рамках создающегося Центра содействия ООН МАДИ открываются филиалы Московской международной модели ООН и кафедры ЮНЕСКО МГИМО, призванные помогать в реализации социально-экономической, политической и общегуманитарной подготовки будущих дорожников и транспортников-международников.
При этом становится ясно, что без развития контактов МАДИ с другими вузами, где уже открыты и успешно действуют филиалы Московской международной модели ООН, как, например, МГУ им. М.В. Ломоносова и Российский университет дружбы народов с их накопленным уникальным опытом в данном направлении, просто не обойтись. А это, в свою очередь, повлекло за собой в рамках центра формирование научного совета, в состав которого должна войти ведущая профессура как МАДИ, так и других профильных вузов. Приглашены также ведущие специалисты ряда академических профильных институтов Российской академии наук.
На повестке дня – открытие в составе центра филиалов кафедр мировой экономики, региональных и международных экономических отношений. Они смогут обеспечить методический пакет рекомендаций по комплексной экономической подготовке специалистов в направлении как международных транспортно-логистических операций, так и в области мировой транспортной политики.
Вся философия центра – принципиально новое слово в практике высшей школы. Центр содействия ООН МАДИ в сфере мировой транспортной политики – это особая структура, когда филиалы «иновузовских» кафедр, а не новые собственные доморощенные кафедры открываются не с целью привлечения каких-то новых квалифицированных преподавателей, а для методического обеспечения действующих, на основе осмысления перманентных изменений, происходящих в мире политики, экономики, логистики. При этом важную роль в деятельности центра призван играть научный совет в составе представителей различных научных школ из ведущих учебных и исследовательских центров страны.
Да и реальное введение в учебный процесс деловых игр тоже может и должно найти свое достойное выражение в форме открытия при центре филиала Московской международной модели ООН имени Виталия Чуркина. Функционирующая практически три десятилетия в стенах МГИМО модель служит примером реальной деловой игры – студенческой имитационной модели функционирования Генассамблеи ООН и ведущих органов этой организации. Все это способствует реальному вводу учащихся в практику мировой политики и экономики.
Не боясь сильно ошибиться, можно предположить, актуальной станет задача преподавания дисциплин (пока трудно сформулировать их название), позволяющих соединить процесс обучения цифровым и интеллектуальным формам транспортно-логистических технологий. То есть той самой не какой-то абстрактно декларируемой цифровой экономике, а реально функционирующей системе искусственного интеллекта в международных транспортных операциях. Да и сам центр нельзя рассматривать как «навечно данный», пусть даже на сегодняшний день и с наилучшим набором включенных в его состав структурных подразделений.
Новую для России университетскую структуру, Центр содействия ООН МАДИ, следует рассматривать прежде всего как динамичный междисциплинарный, международный и межвузовский механизм повышения качества образования. Создающаяся научно-методическая структура поможет другим университетским подразделениям готовить специалистов нового профиля и нового направления для реализации полученных знаний, навыков и умений в сфере мировой транспортной политики.