Эксперты призывают абитуриентов при выборе специальности ориентироваться на фундаментальность и уникальность программ обучения. Фото агентства «Москва»
ЕГЭ в этом году будут сдавать только те выпускники, которые собираются продолжить обучение в вузе. Ректор Российской академии народного хозяйства при президенте РФ (РАНХиГС) Владимир Мау предположил, что такая тема может получить свое развитие и в дальнейшем, после окончания ситуации с пандемией.
Отвечая на вопросы о будущей приемной кампании на онлайн-конференции в Интерфаксе, ректор РАНХиГС обратил внимание и на другие ситуации, которые являются общими для всех вузов и имеют тенденции к развитию. Так что есть смысл рассмотреть все отмеченные им случаи отдельно.
Прежде всего, что станет с ЕГЭ? Безусловно, идея «ЕГЭ не для всех» может кому-то и понравиться. Например, школьным директорам, которые боятся испортить общую картинку успеваемости неуспехами своих двоечников. Но в целом, с учетом того что свыше 85% родителей желают дать высшее образование своим детям, тема не станет принципиальной для значительных слоев населения. У нас явно прослеживается стремление к всеобщему высшему, ну а объективней ЕГЭ пока системы нет, ответил на этот вопрос ректор Владимир Мау.
Другой момент касается льготников. Олимпиадников в этом году станет больше. Напомним о решении главы Минпросвещения Сергея Кравцова: всех вышедших в финал Всероссийской олимпиады школьников считать ее призерами со всеми вытекающими отсюда привилегиями. В итоге большинство бюджетных мест в российских вузах в этом году могут занять победители и призеры олимпиад. Конечно, есть опасения, что шансов поступить на бюджетные места в вузах у остальных абитуриентов даже при высоких баллах ЕГЭ будет значительно меньше или даже не будет вовсе. Особенно на популярные факультеты. Ректор РАНХиГС заявил, что его университет на олимпиадников выделит гранты. Хотя на некоторые направления и в лучшие годы претендовало больше человек, чем имелось мест в вузе.
Вместе с тем другая категория школьников сегодня должна вызывать особое внимание общества, считает Мау. Речь идет о детях медиков, находящихся на передовой линии борьбы с коронавирусом. Дети этих родителей при общей сумме баллов от 210 по требуемым на этих направлениях предметам могут претендовать на бюджетное место в вузе, объявил Мау. Наверняка и другие ведущие университеты предпримут нечто подобное в отношении этой группы абитуриентов.
Еще одна острая тема – выбор будущей специальности. Куда податься выпускнику школы? Здесь сложилась интересная тенденция: ведущие вузы начинают набор на так называемый многопрофильный бакалавриат. Начинают, потому что уже назрела такая необходимость. Для родителей вчерашних учеников это звучит непривычно: нет нацеленности на будущую профессию, учат сразу всему? Но ситуация в промышленности показывает, что одной профессии теперь оказывается мало. Как напоминает ректор РАНХиГС, специальности устаревают быстро, и какие будут востребованы через несколько лет, точно сказать невозможно. Поэтому многопрофильный бакалавриат может быть выгоден всем.
На что еще надо ориентироваться? На фундаментальность, на возможность в процессе обучения освоить сразу несколько смежных специальностей, на уникальность программ.
По мнению представителей РАНХиГС, участвовавших в конференции, разрыв между разными субъектами РФ, между разными образовательными организациями, находящимися даже в пределах одной территории, одного региона или муниципального образования, будет дальше только расти. Кому-то нынешняя ситуация даст импульс и мотив к развитию дистанционного образования, а у кого-то это может даже психологически отбить желание использовать цифровые технологии. Многие ученики хотели бы прийти в школу и непосредственно общаться друг с другом и с педагогами. И учителя думают так же. В общем, к цифровому формату тоже надо подходить осторожно.
С первого сентября должна начаться учеба. Но может случиться и так, считает Владимир Мау, что часть родителей не решится отправить своих детей далеко от дома. В этом случае решение учиться и онлайн, и офлайн вполне разумно. Причем решение о переходе с одного на другой способ обучения должно осуществляться автоматически и без долгих проволочек.
Разумеется, на этих направлениях должны работать разные группы преподавателей – и это для вузов затратно. Но такой выбор для студентов должен быть. Кстати, уже заговорили о том, что надо бы поберечь преподавательский контингент 65+ и после смягчения режима самоизоляции. Так что интересы вуза и родителей абитуриентов здесь могут совпасть.
комментарии(0)