Подростки порой еще плохо понимают, кем хотят стать, и надеются на чужое мнение. Фото с сайта www.gtn-pravda.ru
Хотите, чтобы ребенок поступил в университет, – не давите на него психологически. К такому выводу пришли исследователи, проанализировав данные лонгитюдных опросов Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики». Сотрудники НИУ ВШЭ начиная с 2009 года наблюдали за школьниками и выяснили, что дети, которым давали больше самостоятельности, имели и больше шансов получить высшее образование.
Итак, главный вывод исследования: родительская гиперопека вредит успеваемости ребенка. Опросы проводил сотрудник НИУ ВШЭ Илья Прахов. И согласно этим выводам, большего успеха при поступлении в университет добиваются подростки, чьи родители помогают им организовать обучение, но не контролируют его полностью. Гиперопека подавляет любую инициативу подростка. Психологи подтверждают, что дети, которые выросли у излишне опекавших их родителей, страшатся в будущем принимать самостоятельные решения. Это, в свою очередь, негативно сказывается на их самооценке и на всех аспектах жизни, включая карьеру и личную жизнь.
Но вот интересный поворот темы. Пандемия при всех своих минусах показала, что дети стали более самостоятельными. Как отмечают родители в соцсетях, их чада стали чаще готовить себе еду, сами искать себе новые занятия, сами стали больше помогать родителям по дому, повысилась их компьютерная грамотность.
Вместе с навыками самообслуживания дети начали чаще проявлять заботу о младших членах семьи, если таковые есть. Приобретая определенную независимость от взрослых, подростки и дети чаще теперь испытывают чувство гордости, которое стимулирует их на новые достижения. Пусть это не такие уж большие личные достижения школьников, говорят психологи, но это первые шаги к дальнейшей самостоятельности. И школьников важно поддерживать в этом самоощущении.
Еще до пандемии социологи НИУ ВШЭ в исследованиях о сценариях, которые предпочитают старшеклассники, отмечали ограничения их выбора. Исследователи пришли к выводу, что сам выбор – продолжить обучение в университете или техникуме – за подростка принимают другие. Дети порой плохо понимают, кем хотят стать, и надеются на чужое мнение. В итоге принимают решение, о котором потом нередко сожалеют. Если родители закрепят у детей новые навыки, проявившиеся в период пандемии, есть все шансы на то, что это поколение станет более самостоятельным.
Кстати, по данным ВЦИОМа, в вуз планируют поступать более 70% старшеклассников. А распространенность высшего образования – крайне важный фактор для социальной стратификации, отмечают психологи. Средний класс, например, готовят, как правило, университеты.
Известно, что «жизненные горизонты» школьников, их взгляды на ценность той или иной формы продолжения образования формирует социальная среда, в том числе установки родителей и их социально-экономический статус (уровень образования, доходов, культурных запросов). Конечно, родительский опыт и советы – очень важный ориентир (да и установки среды тоже значимы). Но порой семья бывает слишком «всевластна», отмечают социологи ВШЭ.
Сегодня исследователи даже говорят о таком явлении, как пареонтократия – тотальное родительское влияние (кстати, не всегда оно бывает осознанным). Это особенно очевидно, когда семья искусственно ограничивает выбор ребенка. Например, решает за него, что он пойдет в колледж, а не в университет (хотя благодаря способностям мог бы получить и высшее образование!). Или, наоборот, родители слабого ученика отправляют его в вуз, и он по инерции следует их установке, хотя сам думал о колледже.
В обоих случаях выбор продиктован во многом представлениями об образовании, существующими в обществе. Причем у людей из разных социальных слоев они существенно отличаются, отмечают социологи НИУ ВШЭ.
Семьи с невысоким уровнем образования часто подходят к дальнейшему обучению ребенка сугубо прагматически. Образование для них, как правило, набор навыков, быстро конвертируемых в деньги. Часто вопрос стоит так: как молодому человеку начать быстрее зарабатывать и тем самым помогать родителям. В семьях с низким достатком этот вопрос стоит очень остро. Ведь в случае выбора университета молодой человек гораздо позже выходит на рынок труда.
А в тех случаях, отмечают исследователи, когда способные дети из семей без высшего образования все же идут в вузы, они часто недооценивают собственные возможности, мало верят в свои силы. Их некому правильно сориентировать: у родителей просто нет опыта учебы в институте. В итоге дети таких родителей выбирают второразрядные университеты.
Впрочем, проблема еще глубже. Часто школьники вообще плохо представляют себе собственное будущее и не очень понимают, кем хотят стать. Правильный выбор – это умение действовать самостоятельно, анализировать свои возможности, желания и перспективы, заглядывать в будущее. Иными словами, это активный выбор. Только откуда он возьмется, если школьника не приучили к самостоятельности? Круг замкнулся. n
комментарии(0)