Развитие ребенка происходит по двум направлениям – естественному созреванию и овладению культурой. Фото Reuters
Детской нравственности и морали, трансформации нравственных ценностей в обществе, а также тому, как воспитывать ребенка в эпоху неопределенности был посвящен выпуск программы «Академические вечера» в Российской академии образования. Президент РАО Ольга Васильева беседовала с доктором психологических наук, академиком РАО Александром Вераксой.
Вот некоторые тезисы. Основы мировоззрения молодого поколения начинают закладываться в семье. Здесь люди получают первое представление о нравственности, об окружающей действительности, об обществе. Чем характеризуется сегодняшний момент?
Мы видим, что существует разрыв между традиционным сознанием и реальным бытием. Наблюдаем разрыв связей между поколениями. Родители вынуждены констатировать, что устоявшиеся, выверенные временем ценности семьи нежизнеспособны в новых общественно-экономических условиях. Изменилась воспитательная стратегия семьи как транслятора общественных ценностей. И ученые привели в пример разные ситуации из жизни.
Например, мы можем часто наблюдать картину, когда дети ставят ноги на расположенное впереди сиденье в общественном транспорте, как на полную громкость включают телефон и т.п. Родители не реагируют, не делают замечания, так как стараются не ограничивать ребенка в его действиях. Откуда такое, удивляются люди постарше? Откуда такая странная воспитательная система – не «ограничивать» действия своего ребенка?
Строго говоря, две системы воспитания распространены в обществе сегодня. Яркие представители этих систем – классики психологии Лев Выготский и Жан Пиаже. Последний считал, что ребенок в своем взрослении проходит несколько этапов развития, на которые повлиять невозможно. Согласно его концепции, обучение вторично, а первичны психическое развитие и его автономные законы, не связанные напрямую с обучением.
Выготский же полагал, что все зависит от взрослого, который передает ребенку свои знания, опыт и тем самым регулирует этапы взросления ребенка. Развитие ребенка происходит по двум связанным между собой направлениям – естественному созреванию и овладению культурой, поведенческими навыками и мышлением.
И эти два подхода к педагогическому процессу породили две системы образования, которые, в свою очередь, породили разный тип людей. Если мы говорим про отечественную систему образования, то мы готовим людей, интегрированных в социум.
Сегодня может быть такая ситуация, когда нормы, которые определяются и культивируются в детском саду, идут вразрез с ценностями конкретной семьи. Получается своего рода формальное воспитание: когда ребенок в одной ситуации говорит одно, а в другой – совершенно иное. Это приводит к сложностям в его поведении.
Александр Веракса привел данные опросов, которые он с группой ученых проводил среди родителей младшеклассников. Их просили ответить на вопрос, какие качества они ценят в людях. В тройку главных качеств не вошла «образованность», она оказалась в приоритете только у 10% мам и пап малышей. И «любовь к родине» оказалась у современных родителей на одном из последних мест. Зато на первое место вышла «предприимчивость».
Анализируя данные другого исследования (ВЦИОМ, июнь 2022 года), ученые заострили внимание на вопросе, является ли мораль частной или же она нуждается в государственном регулировании. 71% россиян выбрали вторую точку зрения. Каждый четвертый россиянин считает, что мораль и нравственность – это сфера частной жизни человека, и государство не должно в нее вмешиваться (23%). Склоняются к тому, что мораль – личное дело, преимущественно молодые люди 18–24 лет, жители обеих столиц и Северо-Кавказского федерального округа (42%, 37%, 37% соответственно). Этот вопрос ученые оставили без комментирования, заметив только, что мораль начинается для человека как социальное явление, но со временем становится личным делом. О морали, кстати, ребенок начинает задумываться уже с трех лет.
В популярных журналах для мам можно довольно часто встретить рассуждения на тему того, что мораль – это уже не работающий метод воспитания нравственности. Она, мол, несет в себе элементы унижения личности ребенка, содержит угрозы, порицания и давление на ребенка. На это ученые РАО ответили так.
В современном обществе нравственность, увы, не так востребована, как ранее, но без нее развитие личности невозможно.