Участники министерской коллегии предприняли мозговой штурм проблемы создания национальной системы высшего образования. Фото с сайта www.minobrnauki.gov.ru
После реформирования системы высшего образования граждане смогут дважды на бесплатной основе получить высшее образование – базовое и специализированное. Об этом сообщил в среду министр науки и высшего образования Валерий Фальков. Министр также отметил, что массовый переход на новую систему высшего образования в России произойдет в 2025 году.
«Человек должен учиться в течение всей жизни. В XX веке была возможность один раз зайти и получить высшее образование. Сейчас, в XXI веке, у человека будет как минимум две возможности зайти в систему высшего образования: получить бесплатно сначала базовое, а потом специализированное высшее образование», – отметил министр.
По словам Фалькова, пилотный проект по изменению уровней высшего образования в РФ рассчитан на три года. Ключевыми станут 2023 и 2024 годы, а в 2026-м проект завершится. «Я думаю, что массовый переход – это 2025 год», – подчеркнул Фальков. По его словам, сроки обучения в новой системе работодатели будут определять совместно с вузами. Министр также уточнил, что проведение пилотного проекта по изменению системы высшего образования предоставит возможности доработать образовательные программы высшим учебным заведениям. В связи с этим в дальнейшем могут быть скорректированы сроки получения образования в университетах страны в соответствии с новыми потребностями работодателей.
Несколько ранее, на расширенной итоговой коллегии Министерства науки и высшего образования РФ, было объявлено, что вузы, которые получат право обучать студентов по программам магистратуры, пройдут специальный отбор. «Мы считаем, что регулятор должен иметь право отбора научных и образовательных организаций, которые будут реализовывать программы магистратуры, – подчеркнул Валерий Фальков. – Не в жесткой, возможно, в какой-то мягкой форме. Но это должно в любом случае совершенно по-другому оцениваться, нежели сегодня». Министр добавил, что в случае с программами магистратуры необходимо будет ужесточить и усовершенствовать процедуру приема. По мнению Валерия Фалькова, России сейчас нужны два типа магистратуры – академическая и профессиональная. Академическая будет полностью финансироваться из бюджета, а профессиональную могут оплачивать и работодатели.
Научный руководитель Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» Ярослав Кузьминов приветствовал предложение разработать критерии для поступления в магистратуру. Эта стадия высшего образования не должна быть неким «ускоренным бакалавриатом». Но при этом остается открытым вопрос: а что делать людям, которые захотят получить образование, не смежное с базовым? Куда они смогут пойти учиться?
Ярослав Кузьминов также счел верным решением, что профессиональную магистратуру могут оплачивать работодатели, а не государство. Тогда магистратура окажется заточенной под госзаказ.
Еще одна проблема, по мнению Ярослава Кузьминова, заключается в том, что «опять виден образовательный уклон в магистратуре». От него уходили в последнее время. А теперь он, похоже, опять вернулся. А очень важно сосредоточить магистратуру на достижении научного результата. И еще сомнения вызывает установленный срок продолжительности обучения.
В Советском Союзе было пять с половиной лет, в частности, по таким профессиям, как востоковед, историк и другие, заметил Ярослав Кузьминов. И понятно почему – там был большой объем нарратива. А сегодня есть группа исследовательских университетов. И там почти каждый студент имеет опцию исследовательского или проектного обучения. Поэтому минимальный срок обучения в такого типа вузах не может быть менее пяти лет.
Научно-технологическая политика и образовательная политика – эти два блока вышли из традиционного социального блока и стали сегодня локомотивом развития страны, напомнил на совещании советник президента РФ Андрей Фурсенко. Этому поспособствовали санкции. Сегодня, по мнению Фурсенко, необходима приоритизация направлений в науке. Текущие задачи требуют больших финансовых затрат, а ресурсы между тем ограничены. Отказ от чего-то означает одновременно концентрацию на тех направлениях, которые необходимы стране. Кроме того, важен контроль за получением результата.
Немаловажный аспект – обеспечение преемственности, напомнил Андрей Фурсенко. Если все рушить до основания – то потом уже ничего не будет. Королев и Курчатов брали к себе людей с хорошим фундаментальным образованием и уже затем готовили их к работе в новых отраслях. Не нужно, по мнению советника президента РФ, готовить студентов, которые стопроцентно подходили бы под запросы работодателя. Ничего страшного нет в том, что выпускника вуза доучат на рабочем месте. Это нормальная практика.
В общем, коллегия пришла к выводу, что необходимо продолжить работу над созданием контуров будущей системы высшего образования.