Изолировать современных детей от интернета вряд ли удастся даже с помощью самых строгих мер. Фото РИА Новости
Утверждена Концепция информационной безопасности детей, в рамках которой предполагается, что в школах появятся уроки информационной безопасности и цифровой грамотности. Документ будет действовать бессрочно. Концепция предусматривает объединение усилий государства и родителей в вопросах защиты детей в цифровой среде, обучение школьников безопасному поведению в интернете, а также повышение их цифровой грамотности.
На данный момент население России составляет 146,4 млн человек, из которых 30,2 млн – несовершеннолетние, из них 27 млн – активные пользователи сети интернет, сообщается в справке, сопровождающей концепцию. Современные дети – первое поколение, чье взросление происходит на фоне стремительно развивающихся информационно-коммуникационных технологий. В своих привычках, ценностях и поведении в сети эта группа принципиально отличается от представителей более старшей аудитории (18–45 лет). Их основные интересы – общение в социальных сетях, просмотр видео и онлайн-игры. Вместе с тем указанная страта крайне уязвима с точки зрения информационной безопасности, отмечают авторы концепции.
Дети подвержены рискам стать жертвой компьютерного мошенничества и вымогательства. Могут быть вовлечены в сексуальную эксплуатацию, в сообщества с нарушением общепринятых норм морали, террористическую и экстремистскую деятельность, в распространение наркотических средств, психотропных веществ посредством игровых активностей.
В мировой практике сегодня выработаны три возможных варианта регулирования информационного потребления в целях обеспечения безопасности детей – государственное регулирование, саморегулирование медиа и сорегулирование медиа и государства. В каждой стране сделан выбор в пользу одного из трех вариантов. Третий вариант считается наиболее предпочтительным и эффективным.
Впервые проблема информационной безопасности в РФ была поднята в связи с принятием законов о правовой защите компьютерных программ в 1992 году. В ряде законов Российской Федерации содержатся определения терминов «информация» и «информационная безопасность». Нормативные акты, касающиеся информационной безопасности детей, были, например, в «Национальном плане действий в интересах детей на 2012–2017 годы». Однако современная инфосфера постоянно трансформируется; соответственно правовые отношения по обеспечению информационной безопасности граждан (в том числе детей) меняются и становятся более сложными.
Что же предлагается в рамках новой концепции? Прежде всего, как уже понятно из справки, объединить усилия государства и родительского сообщества.
Для родителей, учителей, работников детских и юношеских библиотек и других специалистов на постоянной основе будут проводиться обучающие мероприятия. Регионам рекомендовано учитывать концепцию при организации мероприятий по обеспечению информационной безопасности детей и ежегодно направлять в Минцифры отчеты об их проведении. Министерство будет представлять в правительство доклад о ходе реализации новой концепции.
Новый документ заостряет внимание на мероприятиях, которые надо проводить на постоянной основе: просветительские лекции, курсы и занятия для родителей, учителей, сотрудников детских и юношеских библиотек, а также для других специалистов, которые занимаются воспитанием, обучением детей и организуют для них досуг. На этих просветительских мероприятиях взрослых будут знакомить с правилами безопасного поведения детей в цифровом пространстве, рассказывать о средствах защиты несовершеннолетних от доступа к информации, которая может нанести вред их здоровью, нравственному и духовному развитию. Планируется также развивать социально значимые проекты для детей и подростков в печатных и электронных СМИ.
В принципе если родитель узнает, что есть специальные программы, помогающие защитить детский просмотр в соцсетях, например, то это совсем даже неплохо. Если специалисты ему объяснят и помогут установить на телефон такую программу, где при запуске робот спрашивает, какие программы можно ребенку показывать, а какие нельзя, то это принесет толк. Родитель в этом случае дает ребенку телефон, на котором программа блокирует запрещенный контент.
Другое дело – отчетность и планируемые сверху формы мероприятий, которые могут побудить местные власти подойти к вопросу более формально. Кстати, есть исследования «Лаборатории Касперского», где на вопрос: «Волнуетесь ли вы, что интернет окажет негативное влияние на ваших детей?» 95% родителей отвечают: «Волнуемся». Но родителей также спрашивали: «А что вы делаете, чтобы обезопасить детей?» На это родители ответили, что ничего не делают.