0
14114
Газета Образование Интернет-версия

05.02.2025 18:06:00

Машина для производства высококлассных специалистов

Университетские кампусы могут изменить не только среду обитания студентов, но и стиль городской жизни

Тэги: тренды развития высшего образования, правительство, программа, университетские кампусы, образовательная инфраструктура, регионы, городская жизнь


тренды развития высшего образования, правительство, программа, университетские кампусы, образовательная инфраструктура, регионы, городская жизнь Уже введен в эксплуатацию кампус Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Фото агентства «Москва»

Правительство реализует программу строительства сети кампусов мирового уровня, сообщил вице-премьер Михаил Мишустин. Образовательная и исследовательская инфраструктуры создаются в 23 регионах (см. «НГ» от 04.02.25). Создаются пространства для обучения и научной деятельности, проживания и занятий спортом студентов и преподавателей. Всего по стране планируется построить 25 таких объектов, некоторые уже работают – в Нижнем Новгороде, Калининграде, Челябинске, Уфе.

К 2036 году число университетских кампусов вырастет до 40. На их создание предусмотрено выделить около 670 млрд руб., из них 240 млрд – внебюджетные средства. Уже введен в эксплуатацию кампус Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана. Готова первая очередь кампуса Новосибирского госуниверситета.

Конечно, хочется понять, почему такое внимание кампусам. Что в них такого? Кампус (с латинского – поле, открытое пространство) – это территория университета с внутренней инфраструктурой, своего рода «город в городе». В России кампус часто называют «университетским городком» или студгородком. Слово «кампус» появилось в XVIII веке. Так впервые назвали территорию Принстонского университета в США.

Доклад, выпущенный в 2021 году фондом «Центр стратегических разработок» (ЦСР), Университетом 2035 и ВЭБ.РФ. «Университетские кампусы и город: кооперация ради конкурентоспособности», в свое время бурно обсуждали на разных площадках. Напомним некоторые тезисы из него.

Во-первых, программа по созданию кампусов мирового уровня предполагает, что город, бизнес и весь регион будут активно участвовать в развитии университетской территории. Во-вторых, согласно докладу, строительные проекты, какими бы новаторскими они ни были, не меняют университеты глобально. В-третьих, авторы исследования уверены, что недостаточно построить новые здания для университетов. Российские города тоже должны измениться.

В документе отмечается, что сегодня выпускников школ привлекают прежде всего наиболее престижные университеты в Москве, Санкт-Петербурге, за Уралом – в Томске и Новосибирске. А техническое состояние университетов авторы исследования считают во многом устаревшими: «Российские университеты представляют собой «слепок» требований, образовательных технологий и образа жизни второй половины XX века».

Привычный для нас формат – расположения корпусов одного вуза в разных районах города. В европейских городах, отмечают авторы доклада, здания университета тоже часто разбросаны по разным точкам, но расстояние между этими точками в среднем гораздо меньше. В российских городах-миллионниках факультеты, расположенные в разных зданиях, работать привыкли тоже в изоляции друг от друга. К тому же внутри учебно-лабораторных корпусов часто не хватает места для студентов: нормы площади на одного обучающегося в России меньше, чем в известных зарубежных примерах, но и они не всегда соблюдаются.

В мировой практике исследователи отмечают три типа расположения университетских кампусов: вне города; в городе, но изолированно от него; интегрированный в город кампус. Опрос российских студентов показал, что в интеграции с городом их больше всего огорчают: недостаточная городская мобильность (общественный транспорт, велосипедная и пешеходная инфраструктуры); удаленность от общественных пространств (пешеходные зоны, парки, набережные и зеленая инфраструктура); не всегда свободная доступность креативной инфраструктуры (библиотеки, музеи, коворкинги).

В общем, инфраструктура университетов и городов, где они находятся, оставляет желать лучшего. В исследовании отмечается, что пространства внутри города оказываются отчуждены от образовательной инфраструктуры, расположенной в них. Между тем исследования за рубежом показывают, что в комфортных условиях современных кампусов образовательные результаты лучше.

В докладе также рассказывается о будущем университетов. Мнения опрошенных экспертов сводятся к тому, что из университетов могут исчезнуть традиционные формы хранения данных в печатном и рукописном виде; усилится контроль за образовательным процессом; появятся фиксированные образовательные стандарты и регулирование. Специально подчеркивается, что произойдет стирание границ между уровнями образования и между онлайн- и офлайн-образованием.

Эти тренды развития высшего образования неизбежно отразятся на том, как будут выглядеть пространства вузов. Если говорить о гуманитарных или социальных науках, то больше не понадобится множество поточных аудиторий, где в центре внимания лектор. Нужно будет больше универсальных, легко перепрофилируемых пространств, чтобы можно было организовать работу в группах.

Сложнее требования к инфраструктуре у технических, медицинских, естественно-научных университетов. Чтобы обеспечить практикоориентированность учебного процесса, нужно будет больше открытых лабораторий, пространств для моделирования и экспериментов.

Так как студенты больше времени будут проводить вне аудиторий, комфортное жилье для них приобретает еще большее значение. Вероятный вариант развития событий – переход, хотя бы частичный, от классических общежитий к аренде квартир в специализированных частных кампусах.

И еще в будущем могут появиться не просто кампусы, а кампусные кварталы. Появятся территории, на которых объединены образовательные и научные организации, передовые компании, стартапы, бизнес-инкубаторы и акселераторы, причем связанные друг с другом партнерскими отношениями. В этом случае сотрудникам и студентам удобнее и жить поблизости, поэтому такие кварталы включают в себя и жилую застройку, и магазины, и другие сервисы. Особое место отведено участию бизнеса в развитии университетских кампусов.

Очевидно, что одних финансовых инъекций в университетскую инфраструктуру – даже таких гигантских, 670 млрд рублей! – недостаточно. Для максимального успеха развитие кампусов нового типа должно идти силами трех сторон: университетов, властей и частных компаний. И это, возможно, будет самой главной проблемой в реализации этого проекта. 


Читайте также


Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Новый президент Польши не будет играть по правилам Туска

Мария Павлова

После победы кандидата от оппозиции страну ждут турбулентные времена

0
2280
Стипендия как старт карьеры

Стипендия как старт карьеры

Василий Столбунов

Компании Эн+ и РУСАЛ открывают юбилейный сезон программы поддержки талантливых студентов

0
1645
У программы долгосрочных сбережений есть краткосрочная цель

У программы долгосрочных сбережений есть краткосрочная цель

Михаил Сергеев

Пенсионные фонды увеличивают финансирование растущего госдолга

0
2051
От новых школ до спорта и экопроектов

От новых школ до спорта и экопроектов

Галина Грачева

Как нефтяники помогают регионам создавать современную инфраструктуру для развития детей

0
2214

Другие новости