Таблица предоставлена авторами
Известные российские специалисты по парниковым газам (ПГ) проанализировали причины, вызвавшие скачкообразный рост выбросов ПГ в 2011 году (уже доступном для анализа), и определили те сектора экономики, которые внесли наибольший вклад в этот рост. При анализе в основном сравнивали выбросы 2011 года с выбросами 2008-го, поскольку именно в 2008 году был достигнут докризисный максимум выбросов ПГ после начала экономического подъема в России на рубеже 1998–1999 годов. Была также произведена оценка положения с выбросами ПГ в различных секторах относительно 1990 года, который определен в качестве базового года в указе президента РФ «О сокращении выбросов парниковых газов» № 752 от 30 сентября 2013.Для упрощения понимания текста авторы оперировали данными о выбросах ПГ в миллионах тонн СО2-экв. (или просто в миллионах тонн, если речь идет о выбросах СО2), округляя их при необходимости до первого знака после запятой.
Отчеты о выбросах парниковых газов ежегодно предоставляются странами – участниками Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК) в секретариат РКИК. Они разрабатываются по единому установленному формату и содержат сведения о выбросах ПГ за год, предшествующий предыдущему, и за все годы начиная с 1990 года. Таким образом, отчет за 2011 год – это последний официальный отчет о выбросах ПГ в России. Отчет размещен на сайте секретариата РКИК www.unfccc.int и доступен для скачивания. Выбросы в России выросли по сравнению с 2010 годом на 103 563,47 тыс. тонн СО2-экв. (4,47%). Годом раньше выбросы ПГ в России также выросли относительно предыдущего 2009 года на 4,52%. Но то был восстановительный рост после обвального (на 5,18%) падения выбросов в 2009 году в результате спада промышленного производства, вызванного экономическим кризисом. И по итогам 2010 года выбросы ПГ все еще оставались ниже докризисного уровня 2008-го. А в 2011 году выбросы ПГ превысили уровень 2008-го на 83 414,19 тыс. тонн СО2-экв. (3,73%). С таким темпом выбросы ПГ в России после 1990 года еще не росли.
Общие сведения о выбросах ПГ в России за 2008, 2009, 2010 и 2011 годы представлены в табл. 1.
Нетрудно заметить, что наибольшая часть прироста выбросов – 75,1 млн тонн СО2-экв. из 83,4 млн тонн СО2-экв. – приходится на выбросы углекислого газа (СО2), из них 75,0 млн тонн СО2-экв. – это дополнительные выбросы СО2 от энергетических источников, связанных с добычей, переработкой и сжиганием ископаемого топлива для целей выработки энергии во всех секторах экономики – от электроэнергетики до перерабатывающей промышленности и жилищно-коммунального хозяйства.
Основным источником дополнительных выбросов СО2 в 2011 году стал автомобильный транспорт. Выбросы СО2 от автотранспорта выросли в 2011 году по сравнению с 2010-м на 48,8 млн тонн (36,8%) и достигли 181,4 млн тонн, превысив уровень 2008 года на 64,7 млн тонн (55%).
Интересно, что, несмотря на кризис, выбросы СО2 от автотранспорта в 2009 году остались практически на уровне 2008-го (2008 год – 116,7 млн тонн, 2009 год – 116,3 млн тонн), хотя в целом транспортная отрасль «просела» в тот год на 21 млн тонн. А в 2010 году выбросы СО2 от автотранспорта выросли на 16,3 млн тонн (14%) и превысили докризисный уровень 2008 года. При этом по всем остальным видам транспорта выбросы СО2 и в 2010-м, и в 2011 году оставались ниже уровня 2008 года.
Вообще, за 10 лет (2001–2011) выбросы СО2 от автотранспорта в России выросли в 2,5 (!) раза – с 71,2 млн тонн до 181,4 млн тонн. Но такого стремительного роста, как в 2010 и 2011 годах, ранее не наблюдалось. Между 2001 и 2008 годами рост выбросов составил 63,9%, то есть выбросы СО2 от автотранспорта прирастали в этот период в среднем на 7,3% в год. Это в 2 раза ниже, чем в 2010 году, и в 5 (!) раз ниже, чем в рекордном 2011 году.
По данным МВД России, парк автотранспортных средств увеличился с 2000 по 2011 год на 68,8%, в том числе с 2008 по 2011 год – на 12%. Количество единиц автотранспортной техники в собственности граждан увеличилось к концу 2011 года по сравнению с 2000-м на 83%, в том числе с 2008 по 2011 год – на 13,8% .
Грузо- и пассажирооборот на автомобильном транспорте также не отличались в этот период особенно высокими темпами роста. Наоборот, грузооборот в 2011 году остался практически на уровне 2008 года, а пассажирооборот не только не вырос, а сократился в 2011-м по сравнению с 2008 годом на 8,9%.
Получается (при таких исходных данных), что в 2011 году на одно автотранспортное средство в среднем приходилось почти на 40% больше выбросов СО2, чем в 2008-м. Это может быть вызвано как увеличением среднего годового расхода моторного топлива за счет увеличения пробега автотранспортного средства (если считать, что граждане предпочитают автомобиль всем прочим видам транспорта) или времени нахождения в пути с включенным двигателем (если считать, что во всем виноваты пробки), так и смещением структуры используемого моторного топлива в пользу менее качественных и более углеродоемких топлив.
В любом случае отрасль требует к себе повышенного внимания. И не только потому, что выбросы в этом сегменте растут опережающими темпами, но уже и потому, что по общему объему выбросов СО2 от сжигания топлива автотранспорт вышел на второе место после топливно-энергетического комплекса (ТЭК), обогнав не только ЖКХ, но и все отрасли промышленности и строительство, вместе взятые.
В остальных секторах экономики роста выбросов ПГ, аналогичного росту выбросов от автотранспорта, в 2011 году не случилось. Рассмотрим эти сектора в порядке убывания их вклада в совокупные выбросы ПГ.
Выбросы ПГ в отраслях топливно-энергетического комплекса складываются из выбросов ПГ (главным образом СО2) от сжигания ископаемого топлива для производства энергии (в том числе на собственные нужды предприятий ТЭКа), выбросов ПГ (главным образом СО2) от факельного сжигания природного и попутного нефтяного газа и выбросов (утечек) метана при добыче, транспортировке и хранении угля, нефти и природного газа.
В 2011 году выбросы СО2 от сжигания топлива для производства энергии в отраслях ТЭКа выросли относительно 2010 года на 7,4 млн тонн, однако в абсолютном исчислении не превысили уровень 2008 года. Запас прочности составляет 5,4 млн тонн, или 0,6%. В долгосрочном плане совокупные выбросы СО2 от сжигания топлива в ТЭК достаточно стабильны. За 10 лет (2001–2011) они выросли всего на 4%.
При этом в различных отраслях ТЭКа ситуация существенно различается.
В электроэнергетике выбросы СО2 от сжигания топлива увеличились в 2011 году по сравнению с 2010-м на 8,6 млн тонн, но не превысили уровень 2008 года.
Выбросы СО2 от сжигания топлива в нефтеперерабатывающей отрасли росли на протяжении 2009–2011 годов и в 2011 году превысили уровень 2008 года на 9,2 млн тонн (27%).
Наоборот, выбросы СО2 от сжигания топлива в угольной промышленности и других отраслях ТЭКа, достигнув пика в 2008 году, в дальнейшем имели тенденцию к падению и в 2011-м снизились относительно 2008 года на 10,9 млн тонн (29,3%).
Выбросы СО2, связанные с факельным сжиганием природного и попутного нефтяного газа, выросли в 2011 году по сравнению с 2010-м на 2,7 млн тонн и превысили уровень 2008 года на 10,6 млн тонн (42,5%). Вообще за 10 лет (2001–2011) выбросы СО2, связанные с факельным сжиганием, возросли в 2,1 (!) раза.
Выбросы (утечки) метана при добыче, транспортировке и хранении ископаемых топлив (включая утечки метана при факельном сжигании газа) увеличились в 2011 году относительно 2008 года в общей сложности на 447,6 тыс. тонн в физическом измерении, или на 9,4 млн тонн СО2-экв. (2,5%). Всего с 2001 по 2011 год утечки метана выросли на 17%, что в абсолютном исчислении дало прирост выбросов ПГ на 56 млн тонн СО2-экв.
Однако, как и в случае с выбросами от сжигания топлива, различные отрасли ТЭКа и в этом вопросе демонстрировали существенно разные тенденции.
В угольной отрасли утечки метана в 2011 году оказались ниже уровня 2008 года на 62 тыс. тонн в физическом измерении, или на 1,3 млн тонн СО2-экв. Хотя в целом за 2001 год утечки метана в отрасли возросли на 3,2 млн тонн СО2-экв. (7%).
Но это не идет ни в какое сравнение с нефтегазовой отраслью, где утечки метана выросли в 2011 году относительно 2008 года на 10,7 млн тонн СО2-экв. (3,3%), а в целом с 2001 года – на 52,7 млн тонн СО2-экв. (18,7%).
Выбросы ПГ в отраслях промышленности и строительстве складываются из выбросов ПГ (главным образом СО2) от сжигания ископаемого топлива для производства энергии (в основном на собственные нужды промышленных и строительных предприятий) и выбросов ПГ (главным образом СО2) от технологии (промышленных процессов). К этой же категории следует отнести выбросы наиболее сильных ПГ, таких как перфторуглероды, гидрофторуглероды и гексафторид серы.
Выбросы СО2 от энергетического сжигания топлива в отраслях промышленности и строительстве выросли в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 7,1 млн тонн (5,3%) и превысили докризисный уровень 2008 года на 11,3 млн тонн (8,5%).
Выбросы СО2 от сжигания топлива различными группами потребителей в 2001–2011 годах, млн тонн.
График составлен авторами |
– в черной металлургии – 24%;
– в химической промышленности – 45%;
За тот же период выбросы СО2 от сжигания топлива в целлюлозно-бумажной отрасли сократились на 24,3%.
Наряду с этим нельзя не отметить, что выбросы СО2 от сжигания топлива в черной металлургии значительно (на 17%) сократились в 2009 году (по сравнению с 2008-м) и до сих пор не вернулись к уровню 2008 года. Разрыв составляет 5,8 млн тонн, или 10,4%.
Выбросы СО2 от сжигания топлива в химической промышленности в 2011 году превзошли уровень 2008-го на 3,9 млн тонн, хотя, собственно, в 2011 году увеличение выбросов СО2 по сравнению с 2010-м составило незаметные 51 тыс. тонн. То есть основной послекризисный прирост выбросов пришелся на 2010 год.
Наибольший прирост выбросов СО2 от энергетического сжигания топлива имел место в прочих отраслях промышленности. За три года (2008–2011) выбросы СО2 от сжигания топлива здесь выросли на 10,2 млн тонн (16,5%), в том числе от сжигания угля – на 7,9 млн тонн, или в 2,1 (!) раза, от сжигания природного газа – на 2,6 млн тонн (7,7%).
В целом с 2001 по 2011 год энергетические выбросы СО2 в этом сегменте увеличились без малого в 2 раза (на 92%), в том числе от сжигания угля – в 3,8 раза, природного газа – в 1,8 раза, жидких углеводородов – более чем в 1,5 раза (на 56%).
Если в 2001 году на долю этих источников приходилось около трети всех выбросов СО2 от сжигания топлива в промышленности и строительстве, то в 2011 году – половина.
Несмотря на это, расшифровка (спецификация) этих прочих отраслей промышленности в отчете о выбросах ПГ не приводится, поэтому понять, какая конкретно отрасль и в какой мере несет ответственность за опережающий рост потребления ископаемого топлива и соответственно за рост выбросов СО2, не представляется возможным.
Более того, данные об энергетических выбросах СО2 от этих источников, указанные в разных местах отчета, между собой часто не стыкуются.
Выбросы СО2 от технологических процессов в 2011 году остались в целом на уровне 2008 года. Рост выбросов был отмечен только в цементной промышленности (на 1,5 млн тонн, 6,2%) и в производстве аммиака (1,1 млн тонн, 7%).
Однако общий тренд с 2001 по 2011 год был повышательным. Прирост по всем отраслям промышленности, вместе взятым, составил 20,4 млн тонн (15%). Наибольший вклад внесли: цементная промышленность (рост относительно 2001 года – 9,2 млн тонн, 58%), черная металлургия (4 млн тонн, 5%), производство аммиака (3 млн тонн, 21%), производство ферросплавов (1,3 млн тонн, 60%).
В то же время нельзя не отметить, что в 2011 году выбросы СО2 от технологических процессов были ниже уровня 1990 года практически по всем отраслям, за исключением производства ферросплавов и алюминия. Общее снижение выбросов относительно 1990 года составило 54,2 млн тонн, или 25,6%, в том числе в цементной промышленности – 9,5 млн тонн (27,5%), в производстве и использовании известняка и доломита – 20 млн тонн (56,7%), в производстве чугуна и стали – 21,3 млн тонн (21%), в производстве извести – 4,4 млн тонн (36,2%).
Выбросы перфторуглеродов, гидрофторуглеродов и гексафторида серы уменьшились в 2011 году относительно 2008 года на 6,7 млн тонн СО2-экв., или на 35,8%. За последние 10 лет (с 2001-го) выбросы указанных веществ сократились в общей сложности на 15,2 млн тонн СО2-экв. (55,5%). Сегодняшний их уровень не превышает 30% от уровня 1990 года.
Рост выбросов СО2 от сжигания топлива в жилищном секторе в 2011 году относительно 2010-го составил 8,4 млн тонн, что стало абсолютным рекордом за весь 10-летний период, начиная с 2001 года. В итоге в 2011 году выбросы СО2 от сжигания топлива в этом секторе достигли своего исторического максимума в 120,3 млн тонн. Это на 7% больше, чем в 2008 году, и на 36,5% больше, чем в базовом 1990 году.
Выбросы ПГ (метана и закиси азота) в сельском хозяйстве хотя и выросли в 2011 году по сравнению с 2010-м на 2,2 млн тонн СО2-экв., но остаются ниже уровня 2008 года на 4 млн тонн СО2-экв.
Кроме того, выбросы СО2 от сжигания топлива в энергетических целях в сельском, лесном и рыбном хозяйстве сократились по сравнению с 2008 годом на 5,6 млн тонн (21,3%).
Выбросы ПГ (главным образом метана), связанные с обращением с отходами производства и потребления, имеют устойчивую тенденцию к росту. В 2009 году они выросли по сравнению с 2008-м на 3,9 млн тонн СО2-экв., а к концу 2011 года превысили уровень 2008-го на 6,5 млн тонн СО2-экв., или на 9%.
Таким образом, основными виновниками роста выбросов ПГ в 2011 году по сравнению с 2008-м стали: автотранспорт – рост выбросов СО2 от сжигания топлива составил 64,7 млн тонн; нефтегазовая отрасль, включая нефтепереработку, где совокупный рост выбросов ПГ составил 30,6 млн тонн СО2-экв., в том числе рост утечек метана при добыче, транспортировке и хранении нефти и газа – 10,7 млн тонн СО2-экв., рост выбросов СО2 от факельного сжигания природного и попутного нефтяного газа – 10,6 млн тонн, рост выбросов СО2 от сжигания топлива в нефтепереработке – 9,2 млн тонн.
Наоборот, наибольшего снижения выбросов в 2011 году по сравнению с 2008-м добились: 1) угольная промышленность – сокращение выбросов ПГ составило 12,2 млн тонн, в том числе сокращение выбросов СО2 от сжигания топлива – 10,9 млн тонн, сокращение утечек метана при добыче, транспортировке и хранении угля – 1,3 млн тонн СО2-экв.; 2) сельское, рыбное и лесное хозяйство – сокращение выбросов ПГ составило в общей сложности 9,6 млн тонн СО2-экв., в том числе сокращение выбросов СО2 от сжигания топлива – 5,6 млн тонн, сокращение выбросов ПГ (метана и закиси азота) в сельском хозяйстве – 4 млн тонн СО2-экв.; 3) химическая промышленность: сокращение выбросов ПГ от промышленных процессов составило в общей сложности 7,4 млн тонн СО2-экв., в том числе гидрофторуглеродов – 5,3 млн тонн СО2-экв., закиси азота – 1,2 млн тонн СО2-экв., углекислого газа – 0,9 млн тонн СО2-экв.; 4) черная металлургия: сокращение выбросов СО2 от сжигания топлива составило 5,8 млн тонн; 5) транспорт (кроме автомобильного) – сокращение выбросов СО2 от сжигания топлива составило 5,6 млн тонн.
Авторы надеются, что эти оценки послужат толчком и отправным пунктом для более глубоких отраслевых исследований, которые позволят уточнить данные о выбросах ПГ, их динамике и возможностях снижения в соответствующих секторах.