В результате стирания шин о дорожное полотно один автомобиль за год может произвести до 4,7 кг микропластика. Фото с сайта www.freepik.com
О пластике, который уже стал настоящим бедствием для планеты, «НГ-энергия» сообщала в своем предыдущем номере в статье «Растительный пластик приходит на место нефтяного». Эта проблема многоплановая. И одним из ее аспектов является микропластик, который представляет собой все более растущую угрозу для окружающей среды.
Частицы микропластика оказываются повсюду и, что самое опасное, – в продуктах питания. С ними они оказываются в тканях всех живых существ, включая и человека. 60% всех частиц микропластика имеют размеры порядка 0,136 мм. Это мелкие частицы пластика любого вида, маркировка не имеет значения. В 2004 году морской биолог Ричард Томпсон определил кусочки пластика размером не более 5 мм в отдельную категорию.
Чтобы было понятнее, представьте горсть бисера: мелкий, пластиковый, разноцветный. Если рассыпать его по комнате, то скорее всего вы не соберете все бусинки, они останутся в щелях, за мебелью. Так и с микропластиком – его невозможно отделить от воды, почвы, воздуха. Частицы самой мелкой фракции не поддаются фильтрации.
Микропластик появляется в среде двумя путями:
– промышленный или первичный – в виде гранул или порошка его добавляют в косметику, бытовую химию, средства гигиены, используют при производстве тканей, автомобильных шин и т.д.;
– «природный» или вторичный – когда пластиковые предметы под воздействием окружающей среды распадаются на мелкие кусочки. Уточним, что это не природа произвела пластик, она только разложила его.
Проблема загрязнения среды микропластиком стала актуальна именно сейчас, потому что до этого его количество не вызывало опасений. Теперь же он накопился и стал причиной невидимого, но опасного загрязнения.
Существенная часть микропластика попадает в воздух как результат истирания автомобильных шин.
По данным немецкого информационного агентства n-tv, три британских студента разработали технологию извлечения микрочастиц пластика из атмосферы. Созданный ими стартап предложил устройство по улавливанию таких микрочастиц. Оно размещается на днище автомобиля за каждой из шин.
Лабораторные испытания показали, что устройство способно улавливать 60% микрочастиц размером от 0,003 до 0136 мм. По имеющимся оценкам, каждый человек за рулем «производит» от 0,23 до 4,7 кг микропластика в год. Электроэнергия для приведения устройства в действие поступает от гнезда прикуривателя.
Предложенная система способна улавливать микропластик как с помощью воздушной струи, так и благодаря электростатическому эффекту. При этом система захватывает не только появившиеся в результате торможения или ускорения частицы собственного шинного покрытия, но и имеющиеся на дорожном покрытии микрочастицы металла и пластика.
Предполагается, что собранный таким образом микропластик может пойти на переработку.
Изобретатели уже взяли патент на свое устройство и совместно с одной логистической фирмой провели тестовые испытания в Лондоне. Они прошли успешно и показали, что устройство никак не мешает работе автомашины и нормальной поездке. Отмечается только некоторое сокращение длины пробега.
Имеющийся в устройстве фильтр препятствует проникновению уличной грязи в резервуар устройства. Но резервуар должен ежемесячно очищаться. Именно функции обслуживания устройства изобретатели намерены предлагать покупателям в качестве дополнительной услуги наряду с продажей лицензии. Собранный материал предполагается продавать фирмам, занимающимся переработкой.
Изобретатели предполагают, что покупателями устройства станут практически все компании, использующие автотранспорт для, например, доставки своих грузов.
Конечно, предложенная технология не решает всей проблемы устранения микропластика, но решает хотя бы часть ее.